Posted 25 марта 2009,, 21:00

Published 25 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

Ну я пошел...

25 марта 2009, 21:00
Двадцать с половиной тысяч россиян попросили в прошлом году политического убежища в развитых странах мира. Об этом говорится в опубликованном во вторник традиционном докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Хотя мы уступили второе место, которое занимали в позорном списке годом раньше, произошло э

Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев опубликовало свой очередной доклад, из которого следует, что число людей, желающих получить статус беженца в промышленно развитых странах, за год выросло на 12%. В основном за счет увеличения прошений от жителей Афганистана и Сомали. Афганцам покоя не дает «Талибан», в африканской стране отсутствует централизованное государство – насиженные места за год покинули 21 тыс. 823 сомалийца, тогда как в 2007-м таковых было 12 тыс. 336. Лидирует в списке по-прежнему Ирак: там за статусом беженца обратились 40 тыс. 483 человека. В первую десятку также входят Китай, Сербия, Пакистан, Мексика, Нигерия и Эритрея.

Россия – на третьем месте. Его можно было бы назвать «почетным»: год назад нам досталось «серебро», а в 2003–2004 годах мы и вовсе были обладателями сомнительного «золота».

Пресс-секретарь Федеральной миграционной службы РФ Константин Полторанин считает, что в такой ситуации «нет ничего удивительного». «В числе беженцев в основном выходцы с Северного Кавказа, из Чечни, – говорит г-н Полторанин. – Причины, заставившие людей выехать из страны, не связаны с политической ситуацией в России. Люди уезжают из-за проблем, возникших на почве кровной мести».

Однако основания для беспокойства, по мнению независимых экспертов, остаются. Хотя бы потому, что число беженцев из России за год выросло с 18 тыс. 805 до 20 тыс. 477 человек. Чаще всего они находят пристанище в Польше (32% прошений), во Франции и в Австрии (по 17%). При этом «русских австрийцев» в 2008-м стало больше почти на треть. И считать всех их «кровниками» – сильное преувеличение.

«Нельзя не согласиться с представителем ФМС в том, что основной поток наших беженцев – жители Северного Кавказа, главным образом Чечни, – рассказала «НИ» председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Однако недопустимо все списывать на проблему «кровной мести», которая, непомерно раздута. То, что творится в Дагестане, – беспредел властей и правоохранителей. В Ингушетии за время правления Мурата Зязикова ситуация была крайне дестабилизирована».

По словам Светланы Ганнушкиной, гуманитарные проблемы у нас всегда превращаются в политические. «Разрушен институт федерализма, – продолжает наша собеседница. – Вспомните о бесправии турок-месхетинцев или бакинских армян – граждан России. Заявлять, что человек не по политическим причинам покидает страну, где о «правильном» и «неправильном» исламе рассуждает милиционер, – заблуждение. В обществе все острее дефицит веры в то, что от тебя что-то зависит».

"