Рус
Eng
Как в "Дураке": жители домов у Алабяно-балтийского тоннеля - в опасности

Как в "Дураке": жители домов у Алабяно-балтийского тоннеля - в опасности

26 февраля, 16:27Общество
Жильцы домов по улице Балтийская - 6 в Москве оказались в положении полу-переселенцев. При этом согласие на снос своего нынешнего жилья они должны дать сами. Адрес нового жилья – тайна.

Ирина Мишина

С некоторых пор обитатели двух смежных домов по улице Балтийская, 6 начали получать странные уведомления, а на дверях их подъездов появились объявления о срочных собраниях в связи с «техническим состоянием домов». «Сначала появилась информация в WhatsApp-группе домов, попавших под реновацию. Представители Управы «Аэропорт» уведомляли, что дома по Балтийской, 6, в непосредственной близости от которых проложен Алабяно-Балтийский тоннель, находятся "в критическом состоянии". Жильцам предлагали признать дом аварийным. О конкретном месте переселения жильцов никто не информировал. Все понимали, что территория двух больших 9-и этажных кирпичных домов постройки 60-х годов, с развитой инфраструктурой, магазинами, школами и детсадами в шаговой доступности, неподалеку от метро, - это «лакомый кусок» для любого застройщика. Возникает вопрос: если дом признан аварийным, почему его не хотят ремонтировать, укреплять, почему сразу переезд, причём адрес его не известен?», - возмущается местная жительница Дарья Бердникова.

Постепенно от некоторых объявлений, касающихся домов на Балтийской - 6, стало веять фантастикой. Так, в ноябре прошлого года, на двери подъездов можно было прочесть о срочном собрании со следующей повесткой: « О принятии решения о самостоятельном сносе собственниками домов по адресу ул. Балтийская, дом 6, корпуса 1,2». Взволнованные жители ходили на эти собрания, снимали их на видео. «Бывший префект САО, обращаясь к жильцам, заявлял: «Если вы не согласитесь признать дом аварийным, то переедете в Большую Москву. Если признаете аварийным – можете рассчитывать на жильё в вашем районе», - рассказывает местный житель Дмитрий Асафьев. - Недавно, 21-го февраля, ближе к ночи, Управа района «Аэропорт» собрала нас на какое-то тайное собрание, которое вёл зам. префекта САО Владислав Аксёнов. Присутствовали также представители Департамента строительства правительства Москвы, МосжилНИИ проекта, НИИ им. Герсиванова. Эксперты говорили, что дом давно даёт усадку, жить в нём опасно для жизни. Но решение о переселении, как заявили чиновники, будет принято только после того, как сами жильцы признают дом аварийным».

Я была в этом районе и могу сказать, что на многих строениях, которые расположены в непосредственной близости от Алабяно-Балтийского тоннеля, появились трещины и даже обрушения. В частности, пошли трещины вдоль фасада и входа в Храм Всех Святых на Соколе.

Дома по Балтийской улице представляют собой два кирпичных здания, которые соединены переходными лоджиями. На корпусе 1 трещин нет, а вот на втором доме (его адрес Балтийская ул., дом 6, корпус 2) - трещины явно заметны.

В распоряжение нашей редакции попала видеозапись собрания собственников и жильцов дома 6 по Балтийской улице, организованная Управой «Аэропорт». Вот, что заявил на нём, в частности, Андрей Павлов, геодезист Научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического Института оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова: «Мы ведём наблюдение за зданиями с 2008 года. В одном здании есть трещины: верхние – 7-12 мм, нижние 3-5 мм. Трещины с внутренней стороны здания доходят до 7 мм, трещины на лестничной площадке – до 10 мм. На третьем этаже обнаружена трещина до 27 мм. Трещины сквозные.Трещины в квартирах доходят до 7 мм».

В.Аксёнов, первый зам. Префекта САО: «Возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан. Многоквартирный дом не пригоден для проживания и пребывания там людей, следовательно, этот дом оценивается как аварийный».

У жильцов это вызвало естественные вопросы. С мест люди, в частности, спрашивали:

- Почему так произошло? Назовите причины появления этих трещин!

- Есть ли предложения, как сохранить наши дома? Что вы собираетесь делать, чтобы предотвратить усадку и появление трещин?

- Как мы поняли из доклада геодезистов Института им. Герсиванова, за нашими домами наблюдают с 2008 года, т.е. практически со времени начала строительства Алабяно-Балтийского тоннеля. Почему только с началом программы реновации нам предлагают признать дома аварийными и согласиться на переселение?

В ответ представители Института подземных сооружений им. Герсиванова дали лаконичный и обтекаемый ответ: «Дом действительно находится в непосредственной близости от Алабяно-Балтийского тоннеля. Его площадка оказалась более уязвима, чем другие, грунты подвержены воздействию, вся площадка подвержена опасности…».

А теперь попробуем разобраться в том, что кроется за этим кратким объяснением. Алабяно-Балтийский тоннель – один из долгостроев нашей столицы и едва ли не самый дорогой в Европе тоннель. Вот, что сообщил наш источник в НИИ Генплана Москвы:

При строительстве тоннеля пришлось укреплять фундаменты соседних жилых домов. Но учли не всё...

«Одна из проблем строительства всей этой развязки — огромное количество коммуникаций, которые надо было вынести из зоны строительства. Другая проблема — кирпичные дома вокруг. Дело в том, что их фундамент – это железобетонные блоки, лежащие на песчаном грунте. Любая подвижка приведёт к трещинам в стенах. Надо также учитывать, что тоннель проходит под Волоколамским, Ленинградским тоннелями и под Замоскворецкой линией метро, которая в этом месте имеет весьма непростую конфигурацию. Метро могло дать дополнительную нагрузку на фундамент домов. Все усложняется тем, что в этом месте находится плывун. В общем, строительство тоннеля в этом месте было достаточно сложной и спорной задачей. Кстати, обошлась она бюджету более, чем в 70 миллиардов рублей. Строительство шло сложно. Стена тоннеля один раз обрушилась, под завалом погиб человек, второму рабочему удалось выжить, он получил тяжёлые травмы. Ещё одна проблема - Под Алабяно-Балтийским тоннелем течет подземная речка Таракановка, которая размывает московский грунт».

Однако, все эти проблемы не остановили подрядчика – компанию «Космос». Она предложила построить объект дёшево и в рекордно короткие сроки. То, что все сроки были сорваны – значения для «Космоса» не имело. Главное - получить заказ. Кстати, ещё во время строительства пришлось укреплять ползущий фундамент близлежащих домов. То, что это может коснуться и других зданий, компанию «Космос» интересовало мало. И если трещины на станции метро "Сокол" можно отслеживать, то предсказать, насколько сильно и быстро тоннель будут подмывать подземные воды под фундаментами жилых домов, и выдержит ли грунт двойную нагрузку – от вибрации поездов метро и гигантский поток автомобилей, – невозможно. Естественно, господин Чеботарев, руководитель НПО "Космос", уверял в безопасности и уникальности тоннеля. Но все оказалось не совсем так...

Тем временем, от жителей дома 6 по Балтийской улице поступила информация о том, что Управа «Аэропорт» уже организует экскурсии в некие дома-новостройки, расположенные на улице Самеда Вургуна и на улице Ильюшина. При этом жильцы недоумевали: «На ул. Ильюшина квартиры вообще без отделки, и в любом случае переселение в эти 3 дома – вопрос спорный. Во-первых, чтобы переселение началось, необходимо, чтобы 2/3 собственников жилья приняли об этом решение , чтобы собралась межведомственная комиссия и признала дом аварийным. Во-вторых, в новых домах всего 68 однокомнатных квартир, а в домах по Балтийской улице их 112, т.е. «однушек» в этих домах точно на всех не хватит», - рассказал местный житель Дмитрий Асафьев.

Но Управа района «Аэропорт» упорно продолжает водить экскурсии в новые дома, косвенно склоняя жильцов с Балтийской улицы к переезду. Мы решили поинтересоваться серьёзностью намерений местных чиновников. Сотрудница Управы «Аэропорт», представившаяся Розой Николаевной, дала «НИ» следующие пояснения: «На сегодняшний день дом на Балтийской, 6 аварийным не признан. Экспертиза проведена, но постановления пока нет. И документов о переселении официальных, соответственно, нет. Мы просто водим людей смотреть, в каких домах они могут жить, если встанет вопрос о переселении. Но это вовсе не значит, что они переедут именно в эти дома по этим адресам. Все вопросы – в Департамент городского имущества».

Однако, все наши попытки получить хоть какой-то конкретный ответ в департаменте городского имущества Москвы результатов не дали. Там ссылались на департамент строительства правительства Москвы, который отвечал упорным молчанием.

Алабяно-Балтийский тоннель - гордость московской мэрии.

Профессор Московского архитектурного института, председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич-Боровский подтвердил, что причина возникшей проблемы с домами на Балтийской улице скорее всего в инженерных просчетах при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля:

«Любое здание должно стоять на земле устойчиво. Для этого должны быть грамотные конструктивные решения, которые защищали бы жильцов. Все это должно быть просчитано заранее. Конструкторы должны были учесть и близость метро, и плывун, и речку Таракановку. Если рядом с жилым домом строится какое-то сооружение, оно должно учитывать конструкцию близлежащих домов. Алабяно-Балтийский тоннель по своей конструкции один из самых сложных в Европе. Его надо было проектировать строго с учётом прилежащих зданий, чтобы они не просели, чтобы не начал вымываться грунт. Вообще, у нас в Москве очень сложные грунты. Не исключаю, что проблема – в исполнении работ. Могли что-то не исполнить по проекту, в результате соседние здания начали «трещать». Оценку этой ситуации может дать эксперт по основаниям и фундаментам тоннелей и зданий. В первую очередь, необходимо проверить, предусмотрена ли в проекте защита фундаментов близлежащих жилых и нежилых строений. Если не предусмотрена – застройщик обязан заплатить штраф».

А теперь давайте вспомним, что говорили городские чиновники, открывая тоннель.

Заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин: « Это самое сложное инженерно-техническое сооружение, возведенное в мегаполисах мира».

Руководитель Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному контролю Алексей Алешин: «Мы открываем объект, который абсолютно безопасен для движения автомобилей и горожан, которые живут неподалёку. Строители сделали всё, чтобы с технической точки зрения объект был надёжным!».

Как все это согласовать с трещинами в жилом доме, с разговорами о его аварийном статусе, с «подвешенным» состоянием, в котором оказались жильцы 228-и квартир, которых призывают к «принятию решения о самостоятельном сносе»? Кто за это ответит? Мэр? Его заместитель по строительству? НПО "Космос", построившее тоннель, опасный для жизни людей в соседних домах?

Пока ответственных за сложившуюся ситуацию нет, и жильцы действуют на свой страх и риск. «У нас собралась инициативная группа, на свои деньги наняли юриста, собрали подписи и будем требовать провести капитальный ремонт», - сообщил последние новости Дмитрий Асафьев.

Наш источник в НИИ Генплана Москвы дал свой комментарий о сложившейся ситуации: «Институт подземных сооружений им. Герсиванова и его экспертизы в данном случае ничего не решают. Уговаривать жителей признать дом аварийным бесполезно. Решение о признании дома аварийным выносит Мосжилинспекция. А такого заключения на сей день нет. Если дома действительно признают аварийными, они подлежат расселению. Если жители считают, что им был нанесён материальный ущерб вследствие некомпетентных расчётов при прокладке Алабяно-Балтийского тоннеля, они вправе подать исковое заявление в суд к подрядчику».

А пока с жителями злополучных домов власти Москвы играют в ромашку, только вместо "любит - не любит" предлагается рвать листочки с надписями "аварийный - неаварийный". Игра странная и, возможно, небезопасная. Напоминает ситуацию, блистательно показанную в фильме Быкова "Дурак".

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter