Posted 25 января 2016,, 21:00

Published 25 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Художник Владимир Доцоев

Художник Владимир Доцоев

25 января 2016, 21:00
В минувшие выходные столичные полицейские задержали на Арбате уличных художников. Двум из трех задержанных портретистов инкриминируется незаконная торговля. У них отняли художественные принадлежности, забрать которые портретисты смогут, если заплатят штраф в 2,5 тыс. рублей. Напомним, ранее московская полиция и власти

– Владимир, художники на Арбате раньше сталкивались с подобным произволом?

– Я с 1987 года стою на Арбате. Да, некоторые гонения были, но не в такой ярко выраженной форме. Нам говорили, например, что сегодня стоять нельзя – проверка, мол, но через несколько дней мы снова выходили, и проблем не было. С таким беспределом я не сталкивался никогда.

– Что вам инкриминируется?

– Одному человеку в протоколе написали, что он проводил несанкционированный митинг – рядом с ним собрались прохожие, а двум другим, в том числе и мне, – что мы занимаемся незаконной торговлей. При этом когда я спросил, чем именно я торгую, внятного ответа не услышал. Если человек дает мне деньги, например, 500 рублей, он же платит не за бумагу и краски, а за мое творчество. Но это не значит, что я предприниматель или какой-то торговец. Но для полицейских это не аргумент.

– При задержании к вам применяли силу?

– Нет. Мы просто стояли на Арбате со своей рекламой, никого не рисовали. К нам подошли полицейские и сказали, что нам стоять здесь нельзя, спросили, будем ли мы уходить. Я ответил отказом, поскольку мы ничего не нарушали. Через некоторое время подошел замначальника полиции ОВД «Арбат», вежливо попросил пройти с ними, но не в отделение, а почему-то в управу Хамовников. Там полицейские и составили на нас протоколы, арестовали вещи. В выданном мне постановлении говорится, что я оказывал услуги в не специально отведенном для этого месте. Но какие услуги я оказывал – непонятно.

– Ваши вещи по-прежнему находятся в управе?

– Да. Нам сказали заплатить штраф в 2,5 тыс. рублей через банк. Только после этого нам обещали отдать вещи.

– Штраф за что?

– За административное правонарушение – мол, я пытался чем-то торговать. Но чем именно, я так и не понял. Может, старой треногой или мольбертом, не знаю. Более того, они даже протоколы нормально составить не могут. Вместо этого штампуют их, как под копирку. Например, у меня адрес прописки не соответствовал фактическому. Как я понимаю, это все исходит не от полицейских, а непосредственно от управы. Говорят, власти хотят навязать нам стенды. Я понимаю, что это нужно художникам, которые продают свои картины, они выставляются, но не нам. Все юристы, с которыми мне довелось общаться, говорят, что наша деятельность ни под какую статью не подпадает.

– Насколько вероятна версия о том, что соседство художников может быть невыгодно сувенирным магазинам?

– Есть на Арбате одна владелица такого магазина, которая регулярно пишет заявления, причем совершенно одинаковые, в различные инстанции. В них она требует «очистить» улицу от музыкантов, продавцов картин, художников, утверждает, что все они маргинальные личности и надо их гнать. И в управу она ходит, как к себе домой.

– Вообще, насколько легально нахождение художников на Арбате?

– Я как художник могу прийти на Арбат и писать улицу. Это не запрещено. Нет такой статьи, чтобы художники-портретисты облагались налогом, получали лицензию на свою деятельность. А раз так, то мы приравниваемся к пешеходам.

– Сейчас художники выходят на Арбат?

– Нет, но это не связано напрямую с прошедшей облавой. Дело в том, что мы не каждый день выходим: у многих работа, заказы, да и холодно сейчас.

– Что вы намерены делать дальше?

– 28 января у нас назначена встреча с заместителем главы управы. Еще раз попытаемся выяснить, на каком основании нам приписываются незаконные действия. Если мирным путем разрешить вопрос не получится, придется действовать через суд.

"