Posted 25 января 2016,, 21:00

Published 25 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Заговор молчания

25 января 2016, 21:00
В понедельник член Совета по правам человека РФ Елена Тополева обратилась к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву с просьбой «разъяснить практику неупоминания названий организаций, когда речь идет об их социальной и благотворительной деятельности». Поводом стала программа на телеканале «Культура», где главу бла

Ранее политика неупоминания названий НКО на телевидении спровоцировала бурную дискуссию в соцсетях. Как сообщает «Агентство социальной информации», которое возглавляет Елена Тополева, помимо «Культуры» этим грешат и другие каналы. Так, Первый канал не стал упоминать фонды «Артист» и «Галчонок» в сюжете программы «Доброе утро». «Эта проблема неоднократно поднималась на разных общественных и экспертных площадках, в том числе на форумах «Сообщество», организованных Общественной палатой РФ. НКО подчеркивают: упоминание организации в связи с ее благотворительной деятельностью нельзя считать рекламой», – указывает «Агентство социальной информации».

Такая практика на телевидении сложилась давно, пояснила «НИ» Елена Тополева. Но одно дело, когда СМИ отказывается упоминать название коммерческих компаний, спонсирующих благотворительные акции, другое – когда речь идет об НКО. В случае с ними видимых причин для неупоминания вроде бы нет. «Эффективность работы некоммерческих организаций порой напрямую зависит от их известности. Освещение деятельности НКО в СМИ способствует росту доверия общества к этим организациям, вследствие чего увеличиваются сборы пожертвований и приток волонтеров. Простые граждане тоже остаются в плюсе, так как получают информацию о том, куда можно обратиться за помощью в тяжелой жизненной ситуации», – сказала «НИ» Елена Тополева. По ее словам, негласное

правило применяется асимметрично: например, когда освещается благотворительное мероприятие, отдельные некоммерческие организации практически не упоминаются. Зато если телесюжет критический (как многие материалы, выходившие на телевидении во время охоты на «иностранных агентов»), название НКО непременно упоминается. А в регионах, по словам г-жи Тополевой, телевизионщики нередко требуют с НКО плату за упоминание в сюжете.

«Политика странная, «профилактика рекламы», как они говорят. На передаче мне долго придумывали название, в конце концов обозначили директором абстрактного безымянного фонда. Телевизионщики сказали, что если упомянуть название нашей организации, то придется вырезать кусок. Разве мы делаем что-то преступное?» – недоумевает в беседе с «НИ» директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина. По ее словам, упоминание в СМИ помогает фондам искать источники и волонтеров, например, для работы в регионах. «Одно такое упоминание порой заменяет месяцы нашей работы. А бывает и наоборот, мы однажды организовали сбор новогодних подарков на Новый год, о нас сделали небольшой сюжет, но никакого отклика не произошло. Оказалось, что из заметки просто вырезали название фонда».

Причиной такого поведения СМИ может быть неудачное законодательство девяностых, в котором нечетко проведена граница между рекламой и социальной рекламой, пояснил «НИ» управляющий партнер Коллегии медиа-юристов СМИ Федор Кравченко. Как отмечает эксперт, сам термин «социальная реклама» некорректен, поскольку социальная реклама не является рекламой как таковой. На западе для обозначения соцрекламы используют термин public service announcement.

«Проблема заключается в том, что оказание и получение рекламных услуг, в том числе и безвозмездных, облагается налогом. С недавних пор благодаря поправкам, внесенным в законодательство, социальная реклама считается благотворительным пожертвованием и не облагается НДС, хотя остаются определенные ограничения по длительности и площади упоминания спонсоров. Однако СМИ остаются заложниками прежних реалий, бухгалтеры средств массовой информации, являющихся коммерческими организациями, все еще относятся к НКО с недоверием, опасаясь, что среди упомянутых благотворителей может оказаться коммерческая организация», – комментирует «НИ» эксперт.

"