Posted 25 января 2012,, 20:00

Published 25 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:52

Updated 8 марта, 05:52

Вера в деньги

Вера в деньги

25 января 2012, 20:00
Вчера Девятый апелляционный арбитражный суд утвердил запрет Роскомнадзора на распространение в России журналов религиозной организации «Свидетели Иеговы», которую считают сектой как эксперты-религиоведы, так и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. По различным оценкам, в нашей стране действуют от нескольких сотен до

Оговоримся, что четкого научного определения понятия «секта» сегодня в России по-прежнему нет. Поэтому, говоря об этом явлении, по сути, приходится опираться на устаревшие идеологические постулаты советского времени. Но вместие с тем можно сказать, что «сектанство» видоизменяется: на смену тем или иным религиозным культам все чаще приходит культ извлечения прибыли.

На днях в Оренбурге завершилось расследование деятельности «Школы самосовершенствования», созданной врачом-психиатром Вячеславом Весниным. Под видом раскрепощающих психотерапевтических тренингов психиатр Веснин на протяжении 10 лет проводил оргии, на которых помимо взрослых присутствовали их дети. Следователям известно об участии в групповом сексе 14 детей в возрасте от шести до 15 лет (по российскому законодательству сексуальные отношения с не достигшими 16 лет запрещены). Руководитель «Школы» и семеро его помощников арестованы. Помимо растления малолетних их обвиняют в отмывании денег и создании организации, посягающей на личность и права граждан.

«Школа» психиатра Веснина относится к сектам нового типа, которые не связаны с религиозными культами, но чья деятельность также направлена на причинение вреда своим членам, поясняет «НИ» председатель Совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте Александр Дворкин. Конституционный суд в 1999 году постановил считать сектами «религиозные организации, исповедующие взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством». Однако Дворкин обращает внимание на распространение в России «коммерческих культов», которые имеют все признаки сект: вовлечение граждан с помощью обмана, когда от людей вначале скрывают, куда они на самом деле пришли, а также последующую эксплуатацию, когда человека вынуждают бесплатно работать, приобретать по завышенным ценам неконкурентоспособные товары или оплачивать свое участие в якобы необходимых семинарах и тренингах, а также вовлекать новых членов.

По оценке Александра Дворкина, в России действуют несколько тысяч сект, в которых состоят 600–800 тыс. человек. Сотрудник новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований Олег Заев оценивает число организаций, чья деятельность «деструктивно влияет на психику людей», в две тысячи, а число их членов – до миллиона человек. В списке, утвержденном на совместной конференции Русской православной церкви и Украинской православной церкви (УПЦ) – 458 «наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп», действующих на территории двух стран, причем в список не вошли организации радикальных исламистов. Зато в списке упомянут центр «Надежда», которым руководила целительница Надежда Антоненко, чье уголовное дело сейчас рассматривает подмосковный Балашихинский районный суд.

Надежда Антоненко прославилась тем, что лечила рак так называемой «универсальной жидкостью», которая при проверке оказалась обычной водой. «Вылечивались» же только те люди, которым не имеющая медицинского образования целительница сама ставила диагноз без проведения каких-либо исследований. В сентябре прошлого года Балашихинский районный суд уже приговорил целительницу к трем годам колонии-поселения за мошенничество, однако в декабре Мособлсуд отменил приговор из-за процессуальных нарушений и вернул дело на новое рассмотрение.

Злоумышленники мастерски наживаются на интересах и страхах людей.
Фото: EPA

Некоторые секты эксплуатируют интерес граждан к восточным оздоровительным системам и единоборствам. В Новосибирске идет суд над руководителем организации «Ашрам Шамбалы» Константином Рудневым. Вербовали туда желающих овладеть боевыми искусствами и развить в себе оккультные способности, однако попавшие на загородную базу организации были вынуждены бесплатно заниматься изготовлением магических предметов, которые потом продавались за большие деньги (экипировка шамана стоила более полумиллиона рублей), а также участвовать в ритуалах, переходящих в оргии. Руднева обвиняют по четырем статьям Уголовного кодекса, в том числе изнасилования и женщин, и мужчин, а также распространение наркотиков. Официально потерпевшими признали 15 человек, которые предъявили иски о компенсации морального вреда на общую сумму более 18 млн. рублей.

Среди подобных групп особенно часто встречаются направления нью-эйдж (англ. New Age – новая эра) и лайфспринг (англ. Lifespring – живость жизни). В первом случае предлагается смесь магических ритуалов, упражнений йоги и медитации. Иногда все это сочетается с приемом психоактивных препаратов. Во втором – обещан личностный рост после прохождения тренингов, которые состоят из восстановления подавленных воспоминаний, криков и танцев до экстаза. В конце минувшего года на одном из таких тренингов в Москве погибла 40-летняя женщина. Она должна была пролезть под лежащими другими участниками тренинга, что символизировало «прохождение через родовой канал», но женщина задохнулась.

На подъеме и организации сетевого маркетинга. Семинарами зарабатывают пропагандисты различных диет, например, «сыроедения», когда запрещено употреблять термически обработанную пищу. После того как диета из фруктов, орехов и проращенных зерен вместо оздоровления приводит к болезни, человеку объясняют, что он неправильно «сыроел», и предлагают за деньги поучиться, как делать это правильно.

Еще одна статья дохода – продажа по завышенным ценам книг и журналов, которые в иной ситуации можно было бы распространять только бесплатно. Студентка журфака МГУ Анна Пушкарева (фамилия и имя изменены) полгода провела в одной из московских организаций «Общества сознания Кришны» (входит в список сект РПЦ и УПЦ). По словам девушки, участие в организации состояло из еженедельных встреч по субботам и торговли литературой, которую кришнаиты выкупали и затем соревновались, кто больше продаст. У Анны торговля не шла, и она купленные на свои деньги книги и журналы просто раздавала прохожим. Однако о потраченных деньгах девушка не жалеет: «Зато я разобралась в индийской культуре и кухне».

На продаже журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» также построен бизнес организации «Свидетели Иеговы». Издания выходят в США, переводятся на более чем сто языков и распространяются среди последователей, число которых в России превышает 150 тыс. человек. В августе прошлого года министр внутренних дел Рашид Нургалиев включил «Свидетелей Иеговы» в десятку «крупных сект», члены которых «зачастую уходят из семей, разрывают социальные связи, отдают свое имущество, а иной раз совершают тяжкие и особо тяжкие преступления». Сами «Свидетели» утверждают, что с прошлой осени полиция ведет против них операцию «Отступники», в рамках которой по всей стране проверяют происхождение денег на счетах филиалов и договоры аренды на помещения, где проходят собрания. Почти еженедельно поступает информация о задержании проповедников. В МВД на запрос «НИ» о противодействии организациям, которые относят к сектам, на момент подписания номера не ответили.

Давление на «Свидетелей Иеговы» идет и со стороны других ведомств. Таганрогский филиал «СИ» был закрыт как экстремистская организация, а 62 выпуска журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня» по решениям судов из различных регионов включены Минюстом в список экстремистских материалов. Вчера столичный Девятый апелляционный арбитражный суд по иску Роскомнадзора запретил распространение в России в дополнение к этим всех остальных выпусков журналов. Как иностранные издания они могут распространяться в нашей стране только с разрешения, которое было дано в 1997 году и теперь отменено.

Давление на «Свидетелей Иеговы» – это нарушение свободы вероисповедания, утверждает в беседе с «НИ» эксперт Института прав человека Лев Левинсон: «Последователи этого религиозного направления существуют в нашей стране с досоветских времен, а их идеология неучастия в государственных делах вполне допустима». Что же касается сбора денег с верующих и эксплуатации их труда, то, по словам правозащитника Левинсона, в православии происходит то же самое – люди жертвуют деньги и бесплатно работают на храмы и монастыри. Александр Дворкин возражает: «В православии человеку сразу же говорят, куда он пришел. Никакая секта не говорит, что ожидает человека. Ему лишь обещают много всего и сразу».

В число крупнейших нетрадиционных религиозных культов также входят различные направления пятидесятничества, последователи которых верят, что на апостолов спустился Святой дух на 50-й день после восшествия на небо Христа. В России пятидесятники имеют более двух тыс. приходов с общим числом верующих не менее 300 тыс. человек. Однако в этом религиозном направлении единства нет: в одних общинах проводят богослужения традиционным образом, в других – выкрикивают молитвы под тяжелую музыку, входя в транс и добиваясь особого состояния сознания, которое считают единением с Богом. В декларации РПЦ и УПЦ пятидесятников относят к сектантам, хотя один из их лидеров Сергей Ряховский состоит в Общественной палате. Руководитель администрации начальствующего епископа Российской церкви христиан веры евангельской-пятидесятников Иван Боричевский заверил «НИ», что плату за обряды они не устанавливают и не проверяют, пожертвовал ли прихожанин положенную десятину или меньше. Богослужение же проводят в разных общинах пятидесятников, как считают нужным: «В Африке, к примеру, танцуют».

Российский закон «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантирует свободу вероисповедания, однако позволяет приостанавливать деятельность религиозных организаций за экстремизм, принуждение к разрушению семьи, нанесение ущерба здоровью и нравственности, склонению к самоубийству, принуждение к отчуждению имущества в пользу организации и угрозы тем, кто из организации хочет выйти. Однако пока что закрывают религиозные организации только за экстремизм и, главным образом, мусульманские: из 28 запрещенных, по данным Минюста, 21 принадлежала к исламу, а большинство оставшихся – к язычеству.

Борьбу с сектами осложняет отсутствие потерпевших, поясняют «НИ» в столичном Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий. Даже разочаровавшиеся в культах отказываются идти в полицию или суд. Ежемесячно, по словам сотрудника Центра, к ним обращаются по 10–15 человек, большинство из которых состояли «в мелких сектах, сложившихся вокруг психически нездорового человека с какими-то необыкновенными способностями». Популярность же крупных нетрадиционных религиозных течений на спаде, утверждает Александр Дворкин. По его словам, к примеру, мормоны, которые вели активную пропаганду в 90-е годы, сейчас почти исчезли, и заявляют о 15 тыс. последователей только потому, что «записывают всех, кто крестился у них, а процедура выхода из организации очень сложная, и большинство сбегают, не пройдя ее».

В конце минувшего года депутаты Костромской областной думы внесли в областной Кодекс об административных правонарушениях статью «Публичные действия, направленные на пропаганду религиозных сект». За это планируют наказывать штрафом в 1–3 тыс. рублей с граждан и 10–50 тыс. с юридических лиц. Однако кого будут наказывать, пока не ясно, так как и сайентологи, и кришнаиты, и мормоны, и муниты, и адвентисты в России зарегистрированы официально. Что же касается нерелигиозных культов, то они, наоборот, пропагандируются государством, утверждает в беседе с «НИ» диакон Андрей Кураев: «Федеральные телеканалы транслируют всевозможные оккультные антинаучные фильмы вроде «Тайны воды», а центры целительской медицины действуют при учреждениях здравоохранения».

"