Posted 24 декабря 2015,, 21:00

Published 24 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Прилетит вдруг волшебник…

Прилетит вдруг волшебник…

24 декабря 2015, 21:00
Маленькие и взрослые жители коррекционного детского дома деревни Лухтоново (Владимирская область) встречают гостей Издательского дома «НИ» уже не первый год. Но на этот раз желающих помочь сотворить новогоднее чудо для ребят оказалось так много, что пришлось открывать настоящий «Театр Доброты». Такое название получил б

На призыв стать волшебником для малышей, чьи мечты были опубликованы на сайте журнала «Театрал» еще в ноябре, откликнулось невиданное число добрых людей. Со всей столицы и даже из ближнего и дальнего Подмосковья (в Коломне, к примеру, акцию поддержало антикафе «Время терпит», организовав свои «10 дней доброты») в течение месяца привозили в редакцию розовые гитары, хоккейные клюшки, говорящих собак и прочие подарки из «списка мечт».



А благодаря ребятам из движения «Все вместе», которые готовились к поездке в Лухтоново более трех месяцев и также индивидуально подбирали подарки для каждого малыша, удалось устроить праздник с особым размахом.

Художественную часть взяли на себя актеры Московского Театра Русской Драмы п/р Михаила Щепенко (http://www.rus-drama.ru/) вместе со студентами Щепкинского училища (курс реж. Бейлиса и Иванова). На последнем этапе подготовки большую роль сыграла компания PayOnline – система электронных платежей, став официальным спонсором события. Таким составом «Театр доброты» отправился в глухую деревеньку под Владимиром, чтобы разыграть свой первый спектакль.



Пока артисты Театра Русской Драмы Антон Пушкарев и Ирина Обложнова репетируют в спортивном зале и пытаются соединить в складную историю танцевальный марафон студентов Щепки со сказочными персонажами движения «Все вместе» Ильей Муромцем, Марфой и Козой, волонтеры расходятся по группам. Приученные к коллективному и шумному «улыбаемся и машем», детдомовские воспитанники нуждаются в первую очередь в личном внимании. Потому знакомство проходит очень камерно.

Первое, что делал «волшебник в голубом вертолете» из известной детской песенки, это поздравлял с днем рождения. Даже если оно было у виновника торжества в июне, а сейчас на дворе декабрь. Зажженные свечи на огромных именинных тортах в темноте игровых комнат как-то сразу настраивают беседу на доверительный лад. Волонтеры знают: этих детей не нужно развлекать, с ними нужно подружиться. И потому совсем скоро девчонки Оля и Даша ведут волонтера Яну Белякову в свои комнаты показывать «книгу таинств». «Я в детстве тоже такую вела, – рассказывает Яна, – поэтому девчонки приняли меня за своего человека и открыли секрет магического дара отделять хороших людей от злых. Мы в тот момент почти сроднились и весь остаток дня провели вместе».



Основной идеей этой поездки было создать у ребят ощущение домашнего Нового года – когда всей семьей наряжают елку, когда пахнет мандаринами, а на улице гремит салют. Мастерицы арт-проекта «Призма» для каждой группы подготовили свою уникальную елку. А ребятам вместе с волонтерами предстояло ее украсить собственноручно сделанными игрушками. «Я хочу, чтобы наверху была желтая варежка, не хочу звезду!» – старательно вырезает из пластика заготовленную фигурку Полина. «В самой младшей группе я помогала делать игрушку Лизе, – рассказывает автор проекта «Призма» Наташа Гусева. – Девочка лишена физической возможности речи, но при этом как она умеет договариваться – жестами, звуками! Я была поражена, как ребенок стремится, как хочет общаться и быть понятым».

«Танцуй! Танцуй!» – повторяет настойчивая Вита из младшей группы Илье Муромцу, снова и снова включая музыку, которую волонтер Саша Мукажанов выключил, чтобы поиграть с ребятами. Тогда русский богатырь начинает лепить из воздуха снежки, закидывать ими Виту и получать от нее в ответ то же самое. И каждый раз, когда Саша-Илья Муромец корчит гримасу раненого снежком, Вита, у которой синдром дауна, хохочет так, что падает от смеха на диван.

Прежде чем повесить игрушку на елку, каждому предстояло сказать личное пожелание любому человеку из группы. И такие настороженные, как кажется сначала, ершистые подростки в этот момент вдруг совершенно искренне открываются и начинают говорить друг другу очень теплые и настоящие слова.

Но как ни занятно украшать елку, загадывать желания, задувая свечи на торте, и гладить усатых тюленей – в сказочном представлении студентов Щепки танцуют и тюлени, и хамелеоны, – больше всего ждут дети, конечно, Деда Мороза. И, возможно, даже не столько подарков (что бы ни подарили, в детдоме не может быть ничего твоего, все общее), сколько ощущения чуда: а вдруг именно этот Дед Мороз придет и все в жизни изменит...



К приходу зимнего волшебника в каждой группе готовятся по-своему. Девчонки постарше репетируют общую песню, малыши по складам вспоминают стихи Маршака. Но сюрпризы ожидают и самого Мороза (в его роли – актер Антон Пушкарев). Крутой Колян – именно так просит называть себя 15-летний Коля – приготовил для Деда, в которого он, конечно, уже не верит, настоящий пацанский рэп, да еще и подпевать актера в расшитой серебром шубе заставил. Ребята-десятиклассники про «Танец маленьких утят» и слышать ничего не хотят. Вместо этого – 30 отжиманий на кулаках, к смятению и Снегурки (Ирина Обложнова), и Деда Мороза, и Козы (Тома Запорожченко). На 43-м ребенке, каждый из которых читает стих про белую березу или поет «В лесу родилась елочка», раскрасневшиеся от духоты Дед Мороз и Снегурочка уже ничему, кажется, не удивляются.

Но вдруг 13-летняя Ксения начинает читать строки собственного сочинения о том, что жизнь – это не подарок, и как бы ни было тяжело, ты не должен плакать и жаловаться, но должен всегда идти вперед и за все благодарить. «Я чуть не растаял в прямом смысле слова, – делится Антон, – еле сдержал слезы. В такой момент как-то неловко даже стало за наше «привозное» веселье». Благо снял напряжение огромный неуклюжий Медведь, собрав в охапку и Сашу, и всех, кто был поблизости.

Организатор движения «Все вместе» Игорь Шамонин немало намучился в «шкуре медведя». Дышать в ней практически невозможно. Но зато мишка этот работает, как телесная терапия: обнять постороннего человека взрослым ребятам уже неловко, зато мягкую громадную куклу – сколько угодно. Если уж суровый Дима из старшей группы весь вечер не может оторваться от косолапого зверя, обнимает его, держит за лапу, то что уж говорить про малышей, которых профессиональный спортсмен – двухметрового роста Игорь в костюме Медведя – загребает десяток сразу.

Особая роскошь в детском доме – это мороженое. Благотворители из Москвы его не привозят, расстает за почти пять часов дороги. Но ведь «волшебник в голубом вертолете» обязательно должен оставить в подарок 500 эскимо! И пока ребятня водит хоровод вокруг елки и на «раз-два-три» выстреливает хлопушками, волонтеры на кухне заботливо раскладывают по стаканчикам 11 килограммов мороженого.

Многочисленным сладостям и подаркам – а среди них есть и дорогая техника, и коньки, и даже соковыжималка – дети, конечно, радуются. Но проходит первое любопытство, и ребенок теряет к ним интерес, как к куче других вещей, которые привозят и привозят чужие случайные люди. Игрушка хороша, только когда кто-то рядом поиграет в нее вместе с тобой. «Пойдем со мной салют смотреть?» – протягивает худенькую ладошку Валерка из младшей группы.



Салют, устроенный ребятами движения «Все вместе», и впрямь грандиозный – большой праздник для всей деревни. Но Валерка салют не досмотрит. Побежит в свою комнату, откуда-то сверху, из тайного ящичка, достанет красную шариковую ручку – единственное свое богатство – и молча отдаст волонтеру, который провел с ним весь день. Миша из третьего класса подарит свою мягкую игрушку-котика, а Тема сбережет оплавившиеся свечки из торта, чтобы почти перед самым автобусом принести их полюбившимся гостям: «Чтобы вы тоже могли загадать свое главное желание». Этим детям не важно запомнить, кто и что привез им в подарок. Важно, чтобы кто-то помнил о них, когда закончится праздник.

Будущее выпускников коррекционного детдома предопределено государством. В подобные учреждения попадают дети либо с особенностями физического развития, либо с психическими травмами – когда на глазах ребенка в семье случается, к примеру, убийство. Поэтому даже если это физически здоровый и полноценно развитый подросток, из детдома он выходит со справкой, которая позволяет ему получить только две профессии – повара или маляра. Но 11-летний Илюша – белобрысый мальчишка с длиннющими ресницами - этого еще не знает. И с восторгом рассказывает, получив в подарок от Деда Мороза желанные пакетики с семенами, как выращивает на окошке гвоздику, петрушку, мяту... И уж точно не мечтает стать ни маляром, ни поваром.

Пора бы уже в корне пересмотреть формат взаимодействия с такими детьми. Перестать быть «воскресным папой» раз в полгода, перестать откупаться из коллективного чувства вины за этих детей снятыми с антресолей мягкими игрушками, поношенными вещами или, напротив, дорогими подарками. А взять на себя чуть больше ответственности, приложить чуть больше усилий к их профориентации, к их интеграции в общество. В 16 лет подросток выходит из «инкубатора» детского дома и остается один на один с миром, о котором он ничего не знает и который его совсем не ждет. И если день сегодняшний для этих детей не изменят никакие подарки, то еще можно внести коррективы в их будущее. Совсем недетское будущее, куда волшебник почему-то уже не прилетает.

"