Posted 24 декабря 2007,, 21:00

Published 24 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:10

Updated 8 марта, 08:10

С новым шопингом, дорогие товарищи!

С новым шопингом, дорогие товарищи!

24 декабря 2007, 21:00
С новым шопингом, дорогие товарищи!

Признаюсь, для меня вторая половина декабря не особенно приятное время года. Безграмотные журналисты и дикторы телевидения наперебой начинают упоминать о приближающемся «римско-католическом Рождестве», не подозревая, что это выражение в наши дни смысла не имеет. Ведь великий этот праздник отмечают не только римские католики, но и протестанты, а также почти все Церкви, именующие себя православными.

Мне часто задают вопрос: почему на Западе Рождество отмечают 25 декабря, а у нас – 7 января? Пора бы и вам идти в ногу со временем – принять новый стиль, дабы все христиане вместе встречали Рождество. Приходится объяснять: и мы, и они празднуем его 25 декабря, только календари разные: у нас юлианский, а у них григорианский. Григорианский календарь мы принять не можем из-за канонических препятствий, но о них здесь рассуждать не стоит. Сегодня есть еще одна весомая причина, не дающая истинно православным людям переходить на новый стиль – предновогодняя суета, чтобы не сказать вакханалия, воспринимается нами, как поношение Рождества Христова.

Главным персонажем этих вполне языческих торжеств является не Богомладенец, а Санта-Клаус, эдакое карикатурное изображение Святителя Николая, наиболее чтимого на Руси святого. А главный ритуал, совершаемый в эти дни, – пресловутый шопинг. Было бы уместно заменить Санта-Клауса на Гермеса (Меркурия), который в античности считался покровителем торговли и прибыли. У наших свой бородач – Дед Мороз. В годы большевизма, когда даже слово «Рождество» было под строжайшим запретом, и наряженная елка (в оригинале Christmas tree), и этот самый Дед Мороз, и льющееся рекой шампанское сделались главными атрибутами торжеств новогодних.

Я не случайно упомянул о язычестве. Древние римляне верили, что разгул и кутежи дают некую гарантию благополучного и веселого препровождения всего наступающего года. Церковь с древнейших времен была принуждена бороться с этим суеверием. Вот что говорил в IV веке в свой проповеди на Новый год один из величайших Святых – Иоанн Златоуст: «Дьявольское гуляние, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночные пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен… Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия. Нечестия потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселье, то и весь год будут проводить так же, а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры».

В России языческий обычай встречать Новый год утвердился со времен Петра I. И опять, как в древние времена, православной Церкви приходилось с этим бороться. Дабы отвлечь людей от пиршественных столов во многих храмах ровно в полночь под 1 января начиналось богослужение, предваряемое призывным колокольным звоном. И люди шли в церковь. Старая Россия продолжала жить по юлианскому календарю, и Новый год наступал на «святках», в праздничные дни, которые следуют за Рождеством Христовым. Тогда можно было и расслабиться. А теперь новогоднее беснование попадает на последние – наиболее строгие дни Рождественского поста. При этом подавляющее большинство россиян считают себя православными – лишь на том основании, что православными были их предки.

И все же мы – те, кто пользуется освященным тысячелетней традицией юлианским календарем, унынию не предаемся. 7 января, когда настанет наш черед праздновать пришествие на землю Господа Иисуса Христа, вселенский шопинг завершится, и новые язычники, утомленные и пресыщенные своим «невоздержанием и нечестием», не помешают нам насладиться «пиром веры»...

Ну а пока шопинг в разгаре. Бог с ним, Западом, но в нашей стране все это отличается и безвкусицей, и неприличием. Бороться с этим трудно, брюзжать глупо, и нам остается уповать лишь на чувство юмора.

Года два тому назад на «главной елке страны», в Московском Кремле, Снегурочку изображала юная особа из разряда 90–60–90, победительница конкурса «Мисс Россия». Кто-то из остроумных газетчиков по сему поводу вспомнил лозунг советских времен: «Все лучшее – детям!».

И еще слышал я такой незамысловатый анекдотец, много говорящий о нашей «духовности»:

«– Какая разница между Санта-Клаусом и Дедом Морозом?

– Дело в том, что Санта-Клаус всегда трезвый и один. А Дед Мороз всегда пьяный и с бабой».



Автор – писатель, публицист, настоятель храма Царя-мученика Николая II в Москве

"