Posted 25 декабря 2006,, 08:12

Published 25 декабря 2006,, 08:12

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

"Рождественское полено" и Вифлеемский огонь

25 декабря 2006, 08:12
"Рождественское полено" и Вифлеемский огонь

В московском католическом соборе Непорочного Зачатия Божией Матери в воскресенье вечером прошло торжественное празднование Рождества Христова. Празднование началось с пения в темном соборе гимна, провозглашающего Рождество Христово и рассказывающего о смысле торжества.

Затем под звон колоколов процессия священников и служек в золотых и белых облачениях вышла из собора к установленному во дворе вертепу, изображающему сцену рождения Спасителя в Вифлееме. Замыкающий процессию глава московских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич нес на руках статую лежащего Младенца Христа. Возле вертепа он прочитал молитву на освящение ясель и окропил их святой водой.

"Да зажжется вифлеемская звезда в честь родившегося Спасителя!" - торжественно провозгласил Т.Кондрусевич. После его слов во дворе собора начался трехминутный фейерверк, и зажглась красочная иллюминация в виде звезд. Затем процессия вернулась в собор в сопровождении молодых членов организации "Русские скауты", которые несли большую лампаду с огнем, зажженным ими от лампады в гроте Рождества Христова в Вифлееме. Перед началом мессы от вифлеемского огня в алтаре собора, украшенном в честь праздника живыми елками с разноцветными гирляндами, были зажжены алтарные свечи, символизирующие собой свет Христов.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - "рождественское полено". Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - особые пресные облатки, освещаемые в храмах во время Адвента - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Из католического собора Непорочного Зачатия вифлеемский огонь также доставили в московский лютеранский храм Святых Апостолов Петра и Павла.

"