Posted 24 ноября 2009,, 21:00

Published 24 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

«Старики цеплялись за кровати»

«Старики цеплялись за кровати»

24 ноября 2009, 21:00
Удручающие итоги проверки российских домов престарелых вчера озвучили представители учреждений здравоохранения и социальной защиты. Выяснилось, что недавнее волонтерское воззвание спасти массово умирающих стариков в интернате поселка Ямм (Псковская область) власти поняли по-своему: интернат, в который была очередь, зак

Вчера по итогам посещения Яммского интерната для престарелых члены Общественной палаты РФ представили журналистам фильм. По пустым коридорам бродит кошка, на тумбах стоят забытые чашки, на газете разбросаны лекарства. Из учреждения под руки выводят последнего старика, он слеп и тычет руками перед собой. Остальных уже увезли. «Рассказывали, что люди цеплялись за кровати, чтобы их не увозили», – сообщила одна из членов Общественной палаты.

В конце октября общество всколыхнул скандал с Яммским домом-интернатом для престарелых и инвалидов. Волонтеры движения «Старость в радость» выложили в Интернете ужасающие кадры исхудавших стариков с пролежнями. Историю подхватили СМИ, и спустя день администрация Псковской области директора Яммского интерната уволила. Дошло и до Москвы: в Общественной палате спохватились, собрали комиссию и без предупреждения поехали в Ямм. И обнаружили дом пустым: в тот же день стариков увезли в соседний дом престарелых в Опочке. Но ревизоры признали уже бывший Яммский дом престарелых пригодным для проживания: там есть отопление (печное), водоснабжение (только холодная вода) и туалет (на улице, канализации нет). Отметили, что волонтеры часто горазды «наломать дров», и потому их «надо обучать». Поэтому волонтеров движения «Старость в радость» пригласили в Общественную палату. На девушек, которые обратили внимание на бедственное положение стариков, обрушилась критика.

«После публикации было ощущение, что там Освенцим, – скептически заметил член Общественной палаты Евгений Юрьев. – У наших волонтеров задор комсомольского разлива, они написали сочинение с творческим дарованием. В этот дом престарелых была 13 человек очередь, а в итоге учреждение закрывают, увольняют персонал, сестры остаются без работы». По словам Юрьева, «людям сделали плохо», и в этом виноваты волонтеры. «Вы утверждаете, что фотографии с пролежнями – неправда? Умершие старики – неправда? – удивилась волонтер Лиза Олескина, автор сообщения в Интернете. Юрьев заметил, что «смертность 7–8% в домах престарелых – среднестатистическая». – «То есть 12 человек за год из 30 – это 7–8 процентов?!» – пришла в ярость волонтер Анна Русакова. Член палаты Александра Очирова спохватилась, что волонтеры обиделись, и горячо поблагодарила их за участие и предложила сотрудничать дальше.

В Минздравсоцразвития тем временем подсчитали: для того чтобы привести количество и качество полутора тыс. российских интернатов для стариков и инвалидов в норму, придется выделить из бюджета 22 млрд. рублей. Еще 800 млн. понадобится на принятие противопожарных мер в этих зачастую деревянных домах. Пока же дома финансируются «по остаточному принципу», а зарплата социальных работников меньше, чем у персонала системы здравоохранения. «Система на грани умирания: новые кадры туда не придут, останутся одни волонтеры», – отметила президент Союза социальных работников Антонина Дашкина. В ходе проверки других домов престарелых сотрудники Общественной палаты выявили несколько учреждений без лицензии, переполненных, с нарушениями санитарных норм. Встречали в них стариков без паспортов. В некоторых случаях отсутствовали мягкие кровати, лекарства, медицинская и пожарная помощь.

"