Posted 24 ноября 2004,, 21:00

Published 24 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Налог на доверие

Налог на доверие

24 ноября 2004, 21:00
На днях руководство Госдумы одобрило инициативы ГИБДД, согласно которым уже с 1 января 2005 года автовладельцы, передающие свою машину другим людям, даже ближайшим родственникам, должны будут в обязательном порядке оформлять нотариальную доверенность. До этого было достаточно даже рукописного документа. Депутаты говоря

До 1995 года доверенность на автомобиль в России нужно было обязательно заверять в нотариальной конторе. Потом эту процедуру сделали добровольной, и автомобилисты вздохнули спокойно. Доверенность можно было писать даже от руки, причем не требовалось ни единой печати. Единственное, к чему придирались дорожные инспекторы, – неразборчивый почерк владельца машины. Теперь же практика «ручных» доверенностей будет совсем отменена. Эту инициативу уже одобрил комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы РФ. Планируется, что с начала 2005 года любую доверенность на управление машиной, даже для ближайших родственников, нужно будет утверждать у нотариуса. В ГИБДД уверены, что с принятием нового порядка оформления доверенностей станет легче определять, кто отвечает за аварию на дороге: владелец машины или тот, кто в момент ДТП ею управлял.

У депутатов мотивация несколько иная. Ведь пункт об отмене рукописных доверенностей скрыт в порции обширных поправок к Кодексу об административных правонарушениях, разработанных под эгидой борьбы с терроризмом.

«Вспомните, когда боевики захватили Назрань, по всем телеканалам показывали «Мерседес», на котором передвигался Шамиль Басаев. Тогда выяснили, что этот автомобиль принадлежит жительнице Москвы, – объяснил «НИ» пресс-секретарь фракции «Единая Россия», депутаты которой и готовили законопроект, Игорь Демин. – Она искренне удивилась, когда узнала, что на ее авто ездил главарь чеченских сепаратистов. Ее автомобиль просто «ушел» по написанной однажды доверенности. А сколько еще было таких случаев! Как теперь муж будет писать доверенность на жену, это уже другой вопрос. Понятно, что проблема требует более тщательного подхода. Законопроект одобрен, но еще не принят. Предстоит долгая тщательная работа.

Но глава комитета по безопасности Владимир Васильев говорит, что россияне готовы поступиться гражданскими правами во имя борьбы с терроризмом. С таким мнением не все согласны. В первую очередь стоит реформировать структуру МВД. Но ведь это комплексная реформа. Она сопряжена с переустройством всего госаппарата. А это требует времени».

Отечественным водителям придется возить с собой еще больше бумаг, а их западные «коллеги» знать не знают, что такое «доверенность на машину». (Фото ИТАР-ТАСС)

Впрочем, нововведение многим окажется на руку. Безусловно, выгодна отмена рукописных доверенностей нотариусам. Впрочем, представители этой профессии дипломатично говорят, что новые правила придуманы на благо самих водителей. «Конечно, мы слышали об инициативе ГИБДД и полностью ее поддерживаем, – рассказала «НИ» сотрудница нотариальной конторы Игоря Соловьева. – Но ведь заверять автомобили выгодно не только самим нотариусам (эта услуга стоит от 200 до 1000 рублей), но и автолюбителям. Дело в том, что очень много автомобилей, переданных по доверенности, угоняли. Потом было невозможно установить, что автомобиль был передан по доверенности, поскольку это юридически не зафиксировано. А нотариус, подтверждающий факт передачи автомобиля во временное пользование другому лицу, несет ответственность. Хотя, естественно, людям неудобно тратить свои деньги, нервы и время, заверяя у нотариуса доверенность на один день. В 1995 году, когда разрешили «ручные» доверенности, мы столкнулись с резким оттоком клиентов. Для того чтобы перегнать машину соседа в другой квартал, помощь нотариуса, естественно, не требовалась».

Сами российские автолюбители очень недовольны новым порядком. «По-моему, это просто бред, – сказал «НИ» москвич Алексей Чистяков, владелец «Тойоты». – Мне по роду службы нередко приходится срочно вылетать в командировки. Я просто сажаю в машину брата или жену, еду в аэропорт, выписываю им доверенность, отдаю ключи от машины и со спокойной душой улетаю. А что теперь? Мне придется платить деньги за то, чтобы передать машину супруге. Создается такое впечатление, что кто-то пролоббировал этот законопроект. Ведь ссылки на борьбу с терроризмом и преступностью не выдерживают никакой критики. И у террористов, и у бандитов все документы обычно в порядке, они просто покупают бумаги в милиции. Вообще, в этом году нас, автомобилистов, только прессуют – то штрафы повышают, то тюрьмой пугают».

Автолюбитель прав, ведь новый порядок оформления доверенностей – только один пункт из обширного списка преобразований, которые сулят российским владельцам машин нелегкую жизнь. Так, тот же комитет Госдумы по госстроительству на днях порекомендовал палате принять поправки к Кодексу об административных правонарушениях и в который уже раз увеличить штрафы за управление автомобилем без прав с 7 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Если же водитель, лишенный прав по решению суда, сел за руль и попался гаишнику, он рискует дважды. Придется либо выложить круглую сумму в 10–15 МРОТ, либо на 15 суток оказаться за решеткой. Не забыли и про нетрезвых водителей. Теперь отказ «дунуть в трубку», то есть пройти медицинское освидетельствование, приравнивается к вождению в нетрезвом виде. Наказание одно: лишение прав на срок до двух лет. Кроме того, в 2004 году штрафы уже поднимали: за проезд на красный свет в 5–10 раз, за превышение скорости – в 6–10 раз.

По мнению известного московского адвоката Леонида Ольшанского, специализирующегося на защите прав автовладельцев, сейчас ГИБДД просто отвоевывает позиции, утраченные два года назад, когда Госдума не одобрила ни один из проектов, предложенных гаишниками. «Четко прослеживается общий курс на масштабные репрессии по отношению к автомобилистам. ГИБДД просто берет реванш во всех направлениях. В 2002 году Госдума запретила проверки на дорогах, принудительную эвакуацию, лишение водительских прав без суда и следствия. Теперь же у ГИБДД открылось второе дыхание, и все инициативы двухгодичной давности начинают потихоньку воплощаться в жизнь».

Заслуженный юрист Российской Федерации, бывший федеральный судья Сергей Пашин считает, что кризис отношений отечественных автолюбителей и дорожных инспекторов кроется в самой структуре МВД: «В России милиционеров учат, что гражданин – это паства. Что от него надо ждать всевозможных каверз. Это в Америке полицейские на дороге помогают колесо менять. У нас другая культура. То есть ее нет. Думаю, руководству МВД стоит определиться прежде всего с тем, какие цели ставить перед своими подчиненными. А уж потом объяснять права и обязанности. Курс на ужесточение, усиление – это уже привычная практика для России. Взорвали школу – усиление в школах. Много пьяных за рулем – увеличение штрафов. Доверенности – это прямая выгода для ГИБДД, ведь чем больше санкции, тем больше и тарифы. Да и для нотариальных контор прибыль. Несложно представить, какие выстроятся очереди к нотариусам. Так или иначе, вряд ли у нас когда-нибудь приживется опыт стран Запада. То, что в цивилизованных странах понятия не имеют, что такое доверенность на машину, – это аргумент. Но на Западе машина – это, как говорится, не роскошь, а средство передвижения. А в России машина всегда была особо ценным имуществом».



АВАРИЙНОСТЬ В РОССИИ СНИЖАЕТСЯ

Говоря о необходимости ужесточения наказаний за нарушение ПДД, руководители МВД и ГИБДД нередко утверждают, что в России безумными темпами увеличивается аварийность и смертность на дорогах. Однако это утверждение верно только отчасти: в абсолютных величинах каждый год действительно погибает все больше людей. Но ведь и машин становится больше. Если же посмотреть на количество пострадавших в ДТП в соотношении к тысяче автомобилей, выяснится, что с 1990 года эта цифра значительно снизилась.


В ЕВРОПЕ И США НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ТАКОЕ ДОВЕРЕННОСТЬ НА МАШИНУ

Максим КАРМЕН, телеоператор телеканала ABC (США):
– В США такое понятие, как «доверенность на управление автомобилем», просто отсутствует. Чтобы предоставить в пользование автомобиль, например своему другу, нужно просто дать ему документы на автомобиль и, соответственно, ключи. Главное, чтобы автомобиль был застрахован, а у друга имелись водительские права. Все. Доверенность там никому не нужна. Во-первых, полицейский имеет право остановить машину, только если она находится в розыске или участвовала в ДТП. Вас никогда не прижмут к обочине просто для проверки документов. Так не принято. Даже если вы попали в аварию на чужой машине, вам не придется предъявлять свои документы. Штраф выписывается на машину, и отвечать будет ее владелец. Отношение милиционеров к автолюбителям в России я считаю просто диким. Россияне привыкли, что гаишника нужно убеждать в том, что автомобиль ты не угнал. А должно быть наоборот. Есть презумпция невиновности, и если уж дорожному инспектору так надо выполнить свой план, то это он должен убеждать тебя в том, что ты угнал машину. А арестовывать человека за то, что он ездит без прав, – это нонсенс».

Наталья ПИМШИНА, сотрудник телекомпании ZDF (Германия):
– Основной документ, который непременно должен быть на руках, если вы одалживаете машину в Германии, – это страховка транспортного средства. Больше, по сути, ничего не нужно. Только права. Должна сказать, что иностранцы сталкиваются с большими проблемами на российских дорогах. В структуре ГИБДД есть отделение по работе с иностранными гражданами. Но они, как ни странно, нисколько не облегчают жизнь иностранного автомобилиста в России. Во-первых, свидетельство о регистрации транспортного средства зарубежные граждане почему-то должны продлевать каждый год, для чего обязаны предоставить в ГИБДД 21 документ. По сути, все эти документы одинаковые, просто на них стоят разные печати: Министерства иностранных дел, Госкомстата и еще десятка ведомств и организаций. Вся эта волокита занимает в среднем трое суток. Те, кто давно живет в России, уже привыкли. Но для «новичков» это настоящий шок.


ИНИЦИАТИВЫ И НОВАЦИИ, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ С БОРЬБОЙ С ТЕРРОРИЗМОМ

1. В рамках реализации ключевых задач, поставленных сразу после теракта в Беслане – обеспечение единства страны, укрепление госструктур и модернизация системы безопасности, были изменены принципы формирования региональных органов власти. Отныне губернаторов регионов будут избирать законодательные собрания по представлению президента.

2. В целях обеспечения безопасности и противодействия терроризму Госдума намерена ужесточить порядок регистрации граждан. Предполагаемое рабочее название документа «О передвижении и регистрации граждан». Данный документ заменит собой ряд действующих нормативных актов, в том числе и федеральный закон 1993 года «О свободе передвижения».

3. Спустя месяц после теракта около московской станции метро «Рижская» власти Москвы решили взять под контроль ассортимент печатной продукции, которую разрешено продавать в метро. Была запрещена торговля в метро и в радиусе 25 метров от станций. Постановление вступило в силу с 1 октября.

4. В связи с последними терактами по решению Департамента образования Москвы с 1 октября этого года начато в обязательном порядке обучение сотрудников частных охранных предприятий, охраняющих школы. Кроме того, все школы оборудовали специальными «тревожными кнопками», а детям начали выдавать «паспорт безопасности ученика». Финансирование большинства этих мероприятий легло на плечи родителей.

5. В Москве и других городах России стали создавать системы видеонаблюдения в школах, на улицах, подъездах жилых домов, в вагонах метро.

6. Генеральный прокурор России Владимир Устинов в целях пресечения денежных потоков, текущих к террористам, предложил конфисковывать все их имущество, вплоть до помещений, где террористы собираются и где хранят литературу. Также Владимир Устинов предложил принять чрезвычайный закон о противодействии терроризму, в котором должно быть зафиксировано упрощение процедуры судопроизводства по делам о терроризме, контрзахват заложников и денежное вознаграждение за информацию о террористах. А замгенпрокурора РФ Владимир Колесников предложил освобождать от уголовного преследования сотрудников правоохранительных органов, внедренных в преступные сообщества и террористические группы. Независимые эксперты считают, что подобные новации могут дать силовикам карт-бланш на внесудебные расправы.

7. Департамент потребительского рынка и услуг Москвы предложил до конца года обязать все крупные столичные предприятия розничной торговли и общественного питания обзавестись паспортами безопасности. По мнению разработчиков новшества, это поможет спецслужбам ориентироваться в здании, если в нем будет совершен теракт.

8. В аэропортах Российской Федерации ввели обязательный визуальный досмотр пассажиров и всего багажа, увеличили сроки регистрации. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ Александр Нерадько предложил брать с каждого авиапассажира 3,5 доллара для того, чтобы в течение года обновить технические системы безопасности в аэропортах.

9. В связи со взрывами на остановках в Воронеже в феврале и июле этого года мэр города Борис Скрынников приказал скосить траву и удалить кусты на всех остановках общественного транспорта. Скрынников объяснил свое решение тем, что именно в кустах и высокой траве 19 и 26 июля были заложены взрывные устройства.

"