Posted 24 ноября 2003,, 21:00

Published 24 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Период полураспада

Период полураспада

24 ноября 2003, 21:00
Отпраздновав победу, лидеры грузинской оппозиции обнаружили, что страна, к руководству которой они так стремились, оказалась в тяжелейшем финансовом положении. Десять лет правления Эдуарда Шеварднадзе привели к экономическому краху. В связи с этим новая администрация вчера обратилась к международным финансовым организа

Первый день постшеварднадзевской эпохи в Грузии, в частности ее столице, начался с генеральной уборки. Служба благоустройства и добровольцы из числа «революционеров» с раннего утра выметали мусор с площади перед парламентом, которую последние 20 дней по очереди занимали то митингующие оппозиционеры, то сторонники теперь уже бывшего президента Шеварднадзе. «Бархатная», или, как ее еще окрестили, «цветочная», революция (оппозиционеры, ворвавшиеся в зал заседаний парламента в субботу, держали в руках розы) завершилась, и теперь настало время наводить порядок.

И. о. президента Нино Бурджанадзе за дело наведения в стране порядка взялась самым решительным образом – всю ночь с воскресенья на понедельник и часть утра понедельника она посвятила различным заседаниям. Среди прочих состоялось и заседание Совбеза с участием части правительства Шеварднадзе, на котором обсуждался вопрос сохранения стабильности в стране. На нее (стабильность) оказывает огромное влияние и состояние национальной валюты – лари. Укрепить ее, по мнению новой грузинской власти, надлежит немедленно. В связи с чем соответствующее поручение и.о. президента дала правительственным экономистам. Часть чиновников принялась выполнять указы нового главы государства, а часть тут же подала заявления о своей отставке.

Такое поведение идет вразрез с ночным заявлением Бурджанадзе, в котором она говорила о необходимости единства и консолидации всей нации, о национальном согласии и всем том, о чем не раз говорил и сам Шеварднадзе, и целая армия его противников. Новый и.о. призвала граждан вернуться к обычному ритму жизни и вновь взяться за работу. Справедливости ради стоит отметить, что работа есть далеко не у каждого из тех людей, что митинговали на площади перед парламентом. Уровень безработицы в Тбилиси составляет 17–18%.

Обозначила во время своего обращения к нации Бурджанадзе и внешнеполитические приоритеты новой Грузии. Администрация, по словам лидера демократов, намерена продолжить курс, который был выбран в первые дни независимости страны, то есть путь в европейские структуры и в Североатлантический альянс. «Вместе с тем мы должны сделать все для построения нормальных отношений с соседними странами, мы должны постараться заложить и укрепить основу добрососедских отношений со всеми соседними странами, в том числе с таким большим государством, как Россия», – сказала Бурджанадзе. Однако хорошие отношения Тбилиси, похоже, намерен строить в первую очередь не с соседями, а богатыми спонсорами. Вчера один из демократических лидеров Зураб Жвания объявил о начале консультаций с «правительствами западных государств о предоставлении финансовой и технической помощи». Она нужна новой власти для того, чтобы решить проблемы, «доставшиеся от прежнего правительства».

Но Грузии сейчас эти громкие обещания не очень интересны. Здесь все удивляются тому, как оппозиции и власти удалось пройти по лезвию ножа и не пролить ни одной капли крови. Единственной «жертвой» революции стал главный грузинский «социалист», член шеварднадзевского блока Вахтанг Рчеулишвили. Он был избит людьми, собравшимися вчера ночью у президентской резиденции в Крцаниси. Как говорят, Рчеулишвили досталось за то, что он был одним из тех людей из близкого окружения Шеварднадзе, которые склоняли президента к силовому решению политического кризиса. Кроме Рчеулишвили в ходе революции пострадало и кресло Шеварднадзе – его выкинули с одиннадцатого этажа Госканцелярии и сожгли. Все остальное имущество как в Госканцелярии, так и в парламенте (за исключением нескольких компьютеров, которые были украдены мародерами, и столов и стульев, поврежденных во время штурма здания парламента в минувшую субботу) удалось сохранить. Как доказательство бесчинства прежней власти в здании ЦИК опечатаны избирательные протоколы – свидетельство тотальной фальсификации парламентских выборов 2 ноября.

В лексиконе недавних революционеров теперь появились и новые слова. Самое любимое и часто упоминаемое – достоинство. Бывшие революционеры снисходительно сыплют комплиментами в адрес ушедшего президента. Михаил Саакашвили и Зураб Жвания оценили решение Шеварднадзе об отставке как достойный и мужественный поступок. По их словам, Шеварднадзе не ставил никаких условий и говорил лишь о тех проблемах, которые могут возникнуть в стране после его ухода с поста, и пообещал помогать новой власти своим авторитетом и опытом. «Дело чести страны, чтобы бывший президент мог оставаться в ней и чтобы он и его семья были всесторонне защищены», – заметил Саакашвили.

В обмен на оставленный пост Шеварднадзе получил сочувствие и уважение не только в рядах недавних политических оппонентов, но и простых граждан. «Мама, он же старенький, жалко его. Зачем надо было кричать, надо было просто попросить, чтоб он ушел», – жалобно прокомментировала исторический момент пятилетняя Александра. Как и где провел он свой первый день в отставке, мало кому известно. «Я поехал домой», – сказал он журналистам еще вчера ночью. После этого по Тбилиси поползли слухи, что президента видели отъезжающим из своей резиденции в сторону аэропорта, где под парами стоял президентский самолет. Позже, правда, выяснилось, что самолет ждал министра иностранных дел Игоря Иванова, который вчера летал на нем в Аджарию и там проводил переговоры с Асланом Абашидзе. Утром в понедельник появились сообщения о том, что Шеварднадзе в Германии, где незадолго до этого в Баден-Бадене приобрел себе виллу стоимостью 11 млн. евро. Но Шеварднадзе в Германии нет. Он по-прежнему находится в резиденции в Крцаниси. Вчера это подтвердил журналистам руководитель службы государственной охраны Сулхан Папашвили.

Российский же министр иностранных дел Иванов еще вчера улетел из Аджарии, где пытался решить новую проблему. Нежелание Аслана Абашидзе сотрудничать с новыми грузинскими властями. Решить ее у Иванова не получилось. Административная граница Аджарии с Грузией закрыта, в автономии указом Абашидзе введено чрезвычайное положение. Между Батуми и Тбилиси прервано авиасообщение.



Давид БЕРДЗЕНИШВИЛИ,

председатель Республиканской партии Грузии («Национальное движение»):

«Мы объединим Грузию и освободимся от Абашидзе»

– Как отразятся последние события в Грузии на ее отношениях с Абхазией и Южной Осетией?

– В Абхазии очень хорошо осведомлены о наших проектах по поводу урегулирования грузино-абхазской проблемы. В Грузии мы не рассматриваем возможность создания независимого абхазского государства. Мы рассматриваем возможность появления общего грузино-абхазского государства, и я думаю, что чем скорее Грузия станет демократичной и сильной страной, тем больше будет у абхазских политиков возможности интересоваться процессами в Грузии. Позиция «Национального движения» и наших партнеров базируется на принципе сотрудничества с абхазским движением, конечно, если абхазское движение сможет избавиться от своих коррумпированных властей. Мы стараемся, чтобы демократическое продвижение Грузии стало привлекательным фактором для политических кругов Абхазии. Что касается Южной Осетии, там накал страстей гораздо ниже, интеграционные процессы практически уже идут, и успех демократических сил в Грузии, я абсолютно уверен, будет способствовать решению и грузино-осетинской проблемы.

– Лично у вашей партии довольно тяжелые отношения с Асланом Абашидзе и его «Возрождением».

– Самая сложная и неопределенная ситуация с властями Аджарии. Аслан Абашидзе является самым авторитарным правителем на всем постсоциалистическом пространстве европейской части СНГ. По крайней мере ему нет аналога по уровню авторитаризма. Грузия становится демократической страной, мы гордимся тем, что доказали и себе, и миру, что смогли избавиться от коррумпированного режима Шеварднадзе филигранной революцией, «демократическим штурмом». Абашидзе, естественно, сейчас боится больше всех в Грузии, он старается защитить свою власть при помощи своих военных формирований, он надеется на защиту российских войск, которые стоят в Батуми. Я уверен, что в процессе формирования грузинского демократического общества и власти страна в итоге освободится и от режима Абашидзе. Мы не можем позволить, чтобы один из регионов страны находился под авторитарным правлением. И я не думаю, что кто-либо из грузинских политиков начнет вести какие-то сотруднические переговоры с его партией за спиной у Республиканской партии. Естественно, мы будем очень корректно обсуждать возможность демонтажа режима Абашидзе путем выборов, путем «демократического штурма». Новая Грузия не собирается в течение многих лет мириться с тем, что в одном из регионов Грузии правит авторитарный режим, это ясно.

"