Posted 24 ноября 2003,, 21:00

Published 24 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Троянский конь» Муртазы Рахимова

«Троянский конь» Муртазы Рахимова

24 ноября 2003, 21:00
В минувший понедельник Верховный суд Башкирии отменил определение Ленинского районного суда Уфы, наложившего запрет на исполнение решения ЦИК России о регистрации кандидатом на пост президента республики Сергея Веремеенко. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда признала действия районного суда Уфы незак

Рустему Газизову, чей иск послужил поводом для решения Ленинского суда Уфы, было указано, что судиться с Центризбиркомом России он может только в Верховном суде РФ, таким образом, все желающие последовать его примеру должны обращаться в Москву. Впрочем, в тот же понедельник Верховный суд России уже высказал свое мнение по этому поводу, официально подтвердив право предпринимателя Сергея Веремеенко на участие в выборах президента Республики Башкортостан. Впрочем, судья Валиуллин отменил свое постановление еще днем раньше, в выходной день, после того, как Сергей Веремеенко направил заявление в прокуратуру с требованием привлечь судью к уголовной ответственности.

Решение Ленинского суда Уфы, явно инициированное со стороны башкирского ЦИК и администрации президента республики, стало серьезным вызовом в адрес Центризбиркома России и избирательного законодательства страны в целом. Попытки обжаловать действия Александра Вешнякова в Верховном суде страны и вовсе могли бы привести к нежелательному скандалу в самый разгар парламентских выборов. Тут уж каждая региональная избирательная комиссия стала бы заявлять о своей самостийности, и говорить тогда о каком-то контроле над регионами со стороны центра было бы бесполезно. Так что вряд ли Муртаза Рахимов или его сторонники готовы бросить открытый вызов центральной власти.

Судя по всему, они и не собирались это делать всерьез, понимая, какую реакцию решение Ленинского суда Уфы может вызвать в Москве. Очевидно, в Башкирии с его помощью рассчитывали лишь в очередной раз потянуть время, как это не раз уже делалось во время этой избирательной кампании. Примечательно, что судья Валиуллин, чье определение блокировало постановление ЦИК России о регистрации Веремеенко, отменил свое решение именно в субботу, не дожидаясь, пока соберется Верховный суд республики. По сути Сергей Веремеенко должен был получить удостоверение кандидата в президенты Башкирии еще в минувший вторник. Но благодаря волоките республиканского ЦИК и определению Ленинского суда прошла неделя, а удостоверение Веремеенко так и не получил.

Впрочем, было бы наивно полагать, что злоключения опального кандидата закончились и ЦИК Башкирии ему с радостью вручит, наконец, его удостоверение. Время в Уфе течет медленно: хотя по закону вручить удостоверение Веремеенко может любой член избирательной комиссии, ЦИК Башкирии по такому торжественному случаю предпочитает собираться в полном составе. А собраться она сейчас не может, так как председатель комиссии Барый Кинзягулов в понедельник спешно уехал из Уфы, а во вторник в Башкирии мусульманский праздник Ураза-Байрам и, следовательно, выходной. Когда Кинзягулов в среду выйдет на работу, ему потребуется время на то, чтобы собрать комиссию, а потом ее заседание перенесут «по уважительным причинам», а когда она наконец соберется, в республике обязательно что-нибудь произойдет, что вновь помешает Веремеенко получить удостоверение кандидата (например, все члены ЦИК заболеют гриппом).

Сегодня, кажется, даже школьникам в Башкирии понятно, кого боится Муртаза Рахимов. Яростное сопротивление всей башкирской системы регистрации Сергея Веремеенко однозначно показывает, что не допустить его участия в выборах президента Башкирии – основная задача Муртазы Рахимова и его сторонников. Но, несмотря на все хитрости, ужимки и увертки башкирских ЦИК и судов, все действия оппонентов Веремеенко вполне просчитываются наперед, и уже сейчас можно предсказать, что помешает Веремеенко получить удостоверение в очередной раз.

Не из трудового рвения судья Валиуллин вышел на работу в субботу, и не из-за мук совести он отменил свое незаконное определение. Просто в минувшие выходные в Башкирии закрутились шестеренки другого почти похороненного дела. Правоохранительные органы республики задержали Вячеслава Сенина, подозреваемого в причастности сразу к нескольким терактам в республике, последний из которых состоялся в Уфе 5 ноября. Причем, как рассказала супруга Сенина, задержания в обычном смысле не было. Никто не показывал ее мужу удостоверений и ордеров на арест. Поздно вечером на Сенина напали, оглушили и фактически похитили. Уже позже выяснилось, что подобным киднепингом башкирские спецслужбы заполучают себе подозреваемых, которых почему-то не считают нужным объявлять во всероссийский розыск.

Не надо много рассказывать о том, какое значение Сенину придают не только правоохранительные органы республики, но и команда Муртазы Рахимова. Напомним лишь, что уже на следующий день после взрыва 5 ноября премьер республики Байдавлетов обвинил в причастности к теракту оппозиционные президенту Башкирии силы. Пресс-служба МВД РБ заявила, что главным подозреваемым является Вячеслав Сенин, за которым стоят «известные в республике люди». На этих людей тут же без каких-либо доказательств «указали пальцем» преданные Муртазе Рахимову местные СМИ. Никто не удивился, когда местное телевидение недвусмысленно заявило о причастности к теракту брата Сергея Веремеенко Александра, у которого Сенин какое-то время работал охранником. Примечательно, что расследованием теракта занималась прокуратура республики, которая почему-то никаких заявлений не делала.

Собственно, теперь, когда Сенин оказался в руках башкирского МВД и его вынудили отказаться от услуг адвоката, нетрудно догадаться, какие показания из него станут выбивать. Фактически он уже начал сознаваться и, в частности, как сообщил Интерфакс со ссылкой на слова министра МВД Башкортостана Диваева, взял на себя вину за организацию неудавшегося покушения на своего нанимателя Александра Веремеенко весной этого года: мол, «похулиганить» решил. Кстати, весной, когда шло следствие по этому делу, Сенина несколько раз вызывали на допросы, но местное МВД, как ни хотело, так и не смогло доказать его вины. Тогда адвокату Сенина удалось доказать его невиновность. Алиби Сенина было подтверждено и по другим обвинениям следствия. Но теперь, когда Сенин «по своей воле» решил остаться без юридической помощи адвоката, следователи получат от него те показания, которые им нужны. А нужны им обвинения в адрес того же Веремеенко: кому, как не ему, заказывать Сенину взрывы и покушения.

Впрочем, Сенин вообще может ничего не говорить следователям, но кроме них об этом никто знать не будет, а они от его имени смогут выступить уже с любыми обвинениями в адрес главного противника Рахимова. Продержали же они, как писала пресса, восемь месяцев подозреваемого Альфира Валишина под чужой фамилией в уфимских застенках – и все тогда сошло с рук местным стражам порядка.

Сейчас в пресс-службе башкирской ЦИК даже не комментируют решение Верховного суда республики, и никто из представителей комиссии не берется ответить, когда Веремеенко будут вручать удостоверение кандидата в президенты. Очевидно, что здесь ждут, когда МВД республики будет готово предъявить ему обвинения в причастности к подготовке терактов.

Не важно, что после выборов все эти обвинения рассыплются, как карточный домик, для Муртазы Рахимова главное – любой ценой сегодня помешать избирательной кампании своего главного оппонента Веремеенко.

Во время прошлых выборов, в 1999-м, Рахимов с помощью той же местной ЦИК просто снял своих главных оппонентов, чтоб те не мешались. Потом суд доказал, что сняли их незаконно, но, как говорится, после выборов решениями суда не машут. Но повторить с Веремеенко «фокусы» прошлых выборов у Рахимова никак не получается, а потому ему приходится идти на все новые и новые ухищрения.

"