Posted 25 октября 2022, 20:18
Published 25 октября 2022, 20:18
Modified 7 марта, 12:05
Updated 7 марта, 12:05
Незрячие люди читают книги. Книги для людей с нарушением зрения особенные - они написаны рельефно-точечным шрифтом Брайля. Буквы и символы читаются пальцами, тактильно, на ощупь.
Математику, например, на слух воспринять практически невозможно - там формулы, графики, геометрические фигуры, уравнения. Наука движется вперед семимильными шагами, студентам постоянно нужны учебники в ногу со временем. Владимир Соколов – именно тот человек, благодаря которому у студентов МГППУ есть учебные пособия. Незрячий москвич заведует учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов.
- Приятно работать, когда кому-то нужны плоды труда. Студентам мои пособия полезны. Им легче учиться. Ребята получают информацию, которую не смогли бы получить без этой уникальной лаборатории, - рассказывает Владимир Соколов.
Лаборатория находится на факультете информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета. Оператор и координатор проекта #безграничные_возможности2022 приглашены на съемки героя проекта в университет МГППУ. Камера следует за профессионалом на рабочем месте.
Тотально слепой Владимир Соколов идет по кабинету спокойно. Каждый миллиметр пространства ему здесь знаком. Профессионал открывает офисный шкаф, рандомно вынимает увесистый фолиант формата А4. Пальцы бегают по названию, и Владимир говорит: “ Это - Математика для бакалавров. Том 1.” Другим учебником оказывается физика. Москвич открывает книгу посередине: “Тут система координат и правила сложения векторов”.
Владимир Соколов подходит к странному аппарату с кнопками. Первая ассоциация непосвященного человека – что это ни больше ни меньше та самая машина Энигма для секретного шифрования. Аппарат оказывается принтером для печати шрифтом Брайля. Заведующий уверенно вставляет в принтер бумагу.
Другая загадка лаборатории – машинка размером с женскую сумочку с синими кнопками. Пищит. Владимир нажимает на кнопки. Из машины раздается: “…у,й,т,е, запятая, пробел”. Заведующий лаборатории нам объясняет, что такую тифлотехнику студенты с нарушением зрения используют на лекциях для конспектирования, и продолжает нажимать на кнопки. “Здравствуйте, дорогие товарищи!” - вдруг говорит машинка.
Помимо работы по обеспечению учебного процесса в ВУЗе, Владимир Соколов сам читает лекции. Он учит компьютерной грамотности школьников, студентов, взрослых, а в чудо-лаборатории разрабатывает методики преподавания информатики для инвалидов по зрению.
- Мои профессиональные планы – развиваться обязательно. Намечена защита диссертации. Надеюсь продолжать изучать новые методики. И создавать. И, естественно, внедрять в практику. При движении вперед мы только и можем соответствовать своему положению, - говорит Владимир.
В 2002 году Владимир Соколов победил на смотре-конкурсе профессионального мастерства педагогических кадров “Сердце, отданное детям” в рамках городского конкурса “Учитель года – 2002”. Профессионал награжден нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации” и Почетной грамотой Всероссийского Общества Слепых.
Интерес вызывают необычная медаль и почетный знак “Золотая Ψ” у Владимира Вячеславовича. Это - медаль имени выдающегося русского психолога Георгия Ивановича Челпанова. Такой медалью награждают только деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие науки.
Владимира Соколова часто цитируют СМИ - Московский комсомолец, Учительская газета, Фактор жизни. А в проекте #безграничные_возможности2022 Владимир Соколов оставляет посыл об общем положении, которое вынуждены сейчас занимать люди с инвалидностью:
- Мы прекрасно понимаем, что инвалидность так или иначе ограничивает жизнедеятельность, но она не превращает человека в какое-то другое существо. Я хочу пожелать всем людям относиться к человеку с инвалидностью с пониманием. Не с толерантностью, а с СОчувствием. Люди, просто на секундочку представьте себе, как трудно колясочнику, слепому. Не надо его за это жалеть. Надо в трудной ситуации оказать помощь. Вот и все, в этом нет ничего сложного.