Posted 24 октября 2005,, 20:00

Published 24 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

«Доплатите – тогда и докопаем»

24 октября 2005, 20:00
Старики во Владивостоке все чаще желают друг другу вечной жизни. И дело отнюдь не в успехах местной медицины: похороны с соблюдением христианских традиций в этом городе становятся прерогативой лишь очень обеспеченных людей.

Цены на ритуальные услуги поползли вверх еще год назад, когда во Владивостоке сменилась власть. Мэр вспомнил, что кладбища – собственность муниципальная, и сделал монополистом в этой грустной сфере муниципальное предприятие «Некрополь». Первым делом МУП перестал выдавать другим фирмам наряды на рытье могил. Конкуренты обращались в суды, но ни одного иска не выиграли. Не помогло и разбирательство в городской Думе. В итоге стоимость похорон во Владивостоке достигла 2 тыс. долларов.

Такие деньги найдутся не у всех. Например, в сентябре профессора ДВГУ, известного и уважаемого на Дальнем Востоке филолога Сергея Крившенко, родственники повезли хоронить в город Артем – за 40 километров от Владивостока. «На Лесном кладбище нам показали расценки, – жалуется корреспонденту «НИ» один из родственников Крившенко. – Место под могилу – 35 тыс. рублей, выкопать могилу – 25 тыс.».

С недавних пор дорогу на кладбище перегородил шлагбаум. Охрана останавливает всех, кто пытается обустроить могилы. Конечно, пронести ведро краски или посадить цветы еще можно. Но ремонт оград, надгробий нужно заказывать только у монополистов. Другим фирмам просто не разрешают зайти за шлагбаум. «Хотел поставить скамейку на могиле у брата, – говорит горожанин Антон Ивиев. – Могильщики говорят: делайте заказ только у нас. Когда выбрал самую простую скамейку за 3 тыс. рублей, мне сразу сказали – она будет готова не скоро. Им просто невыгодно выполнять такие дешевые заказы».

К кладбищенским страстям не остаются равнодушными и служители церкви. Но ничем помочь не могут: в крае не осталось ни одного приходского кладбища, все – муниципальные. «Как-то СОБРовцы отпевали своего товарища, погибшего от ран после Чечни, – рассказывает сотрудник пресс-службы Владивостокской епархии Зоя Никитенко. – На Лесном кладбище с них запросили за могилу 15 тыс. рублей. Утром они пришли проверить готовность, а могильщики выкопали по колено и говорят: заплатите еще, тогда и докопаем. Ну, СОБРовцы им сказали: если сейчас же не выкопаете как положено, сами будете лежать в этой ямке. Те, конечно, докопали, но на одного из бойцов завели уголовно дело».

Кремация после смерти христианами не одобряется. Но сейчас это самый доступный способ вернуться к земле. Ведь кремация стоит «всего» около 5 тыс. рублей. А священники советуют родственникам отвозить усопших за 60 км в Надеждинский район – там могила стоит 2 тыс. рублей.


Война гробам

"