Рус
Eng
Лайфхак "НИ": как уволить сотрудника и не испортить репутацию компании

Лайфхак "НИ": как уволить сотрудника и не испортить репутацию компании

25 сентября 2019, 17:23Общество
Избежать увольнений не получится, но обезопасить себя от нежелательных последствий можно.

Отношения между сотрудником и компанией похожи на брачный союз. Только в качестве контракта выступает трудовой договор. Если отношения зашли в тупик, то нужно определиться - оставаться вместе или принять решение о разрыве. Но иногда сотрудник не согласен с вердиктом работодателя и уходить не хочет. В таком случае он может начать мстить, что приведет к скандалу и потере репутации руководителя или компании. Как избавиться от «балласта» и не пойти вместе с ним на дно, расскажет экономист и предприниматель Александр Клишин.

Менеджер отдела обслуживания физических лиц банка не справлялась со своими обязанностями: саботировала задачи руководства, не выполняла план и занималась личными делами в рабочее время.

Клишин, занимая в то время пост директора операционного офиса, объяснил девушке, что она не справляется и предложил поискать другую работу.

Однако сотрудница не согласилась с решением руководства и вместо заявления об увольнении написала письмо президенту. В нём она обвиняла начальство в незаконном увольнении. А после этого подключила СМИ - договорилась о публикациях, порочащих действия компании.

«Её позиция была очень шаткая. Она не имела весомых доводов, чтобы доказать, что действительно хороший специалист и начальство её притесняет. Соответственно, эту позицию легко было разбить, приведя реальные факты её работы и доводы о качестве оказанных ею услуг в банке, приложив клиентские обращения и докладные записки. Мы легко опровергли её слова. И доказали, что девушка просто не хочет терять работу», - отмечает Клишин.

Предприниматель сделал опровержение в СМИ и поговорил с сотрудницей повторно, но уже в присутствии её матери. При этом Клишин отмечает, что даже спустя время, в сложившейся ситуации иного выхода кроме увольнения он не видит.

Обиженные сотрудники

Бывает, что сотрудники, пытаясь оспорить увольнение, идут в трудовую инспекцию или сразу в суд. Так, в 2014 году компания «Бизнес-молодость» провела массовое сокращение сотрудников отдела продаж. Оклад менеджеров сократили почти в два раза, а тех кто начал возмущаться - уволили. После этого как минимум с десяток сотрудников написали заявления в трудовую инспекцию, но это не возымело успеха. И некоторые недовольные на этом не остановились - подали в суд и выиграли, отсудив у компании часть невыплаченного оклада.

А в Америке распространенной практикой считаются обвинения в дискриминации. Например, в начале прошлого года два бывших сотрудника Google из Калифорнии — Джеймс Дамор и Дэвид Гудман обвинили работодателя в дискриминации мужчин принадлежащих «европеоидной расе» и придерживающихся «консервативных политических взглядов».

Спустя полгода в похожую ситуацию попала и компания IBM. Сотрудники со стажем подали в суд Манхэттена, обвинив начальство в дискриминации по возрастному принципу.

Такие процессы сильно бьют по репутации компании. И чтобы не доводить ситуацию до крайней точки, стоит правильно расставаться с персоналом.

Прививка от мести

Перед тем, как указать на дверь, подготовьте сотрудника. Фраза «Вы уволены» не должна стать для него неожиданностью. Чётко объясните причину и предложите выходное пособие.

Чтобы не нарваться на обвинения в клевете, фиксируйте все нарушения сотрудника. На руках должен быть документ с прогулами, опозданиями и нарушениями трудового распорядка.

При объявлении решения, предложите помощь в поиске новой работы. Не стоит давать обещаний, можно ограничиться советами выбора сферы или конкретных компаний.

Но если работник все-таки решил мстить - пригрозите юристом. Кроме того, вместе с вещами обиженные сотрудники зачастую прихватывают и клиентские базы. Поэтому стоит перекрыть доступ к любым информационным носителям и предупредить клиентов об увольнении менеджера.

Избежать всех увольнений не получится. Но обезопасить себя можно, если еще на этапе собеседования отсеивать взрывоопасных кандидатов.

Найм без риска

Как правило, в каждой компании есть сотрудники в зоне риска: склонные к алкоголизму, азартным играм или вечно недовольные. За такими сотрудниками пристально следит отдел информационной безопасности: мониторит сайты и время онлайн-сессий, переписку в почте и соцсетях. В таком случае, потенциальных мстителей можно с легкостью вычислить.

А в некоторых фирмах на стадии найма и вовсе прибегают к детектору лжи. Так, в 2015 году сотрудник компании «ЦентрКонсалт» обманул генерального директора Станислава Ермилова на 16 миллионов рублей. После этого руководитель стал проверять свой персонал на полиграфе. Интервьюером выступил бывший сотрудник ФСБ, который после стандартных вопросов начал задавать провокационные.

«Вы пришли сюда, чтобы разорить компанию?» или «были ли у вас связи с криминалом и причастны ли вы к мошенническим схемам?», - узнавали у соискателей. После такого интервью, можно обойтись и без увольнений - только если «по собственному желанию».

Конечно, учесть все случаи невозможно. Даже трудовой кодекс не может защитить работодателя от негативных последствий расставания с персоналом. Но есть действенный способ - включение в договор пункта о коммерческой тайне. Это можно делать как на этапе найма, так и в процессе работы. Если экс-сотруднику будет что терять, даже после расставания с компанией, он лишний раз подумает - стоит ли выпускать пар.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter