Posted 24 сентября 2014,, 20:00

Published 24 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Неисчезающая проблема

24 сентября 2014, 20:00
В России ежегодно исчезает около 100 тыс. человек, 30 тыс. из которых – дети. Такие данные представили в среду координаторы поискового отряда «Лиза Алерт». По их словам, в поисках мешает миф о трехдневном сроке, только после которого якобы можно заявлять в полицию, а также сложности с идентификацией пациентов без созна

По сведениям Росстата, на которые сослались активисты, больше всего людей пропадает в Татарстане – в 2013 году там исчез 5981 человек. Московская область – на третьем месте (4142 человека), а Москва – на пятом (3334). Только за неполный сентябрь в поисковые отряды поступило 363 заявки по всей стране. И если в 2010–2011 годах поисковый отряд отработал 141 случай, то в прошлом году таковых уже было 705.

«По нашей статистике, если искать начинают в первые сутки, 98% пропавших находят живыми. Если же на третий день, то 48%», – отметила координатор отряда «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, добавив, что принимать заявление в полиции обязаны сразу же, а отговорка, что должно пройти трое суток, – миф, который до сих пор используют нерадивые сотрудники внутренних дел. А многих подолгу не могут найти из-за того, что сотрудники больниц не пытаются идентифицировать пациентов без сознания. «Мы каждый день обзваниваем больницы в поисках пропавших. Бывает, что ищем человека по всему городу, а он все это время лежит в больнице как неизвестный пациент. Иногда врачу, ответившему на наш звонок, просто лень прочитать информацию, которую оставила прошлая смена», – отметила Ирина Воробьева.

Людей зачастую не удается найти не только из-за бездействия полиции, но и из-за несовершенства инструментов поиска, убеждены координаторы «Лиза Алерт». Так, у нас пока почти не используются возможности мобильного и интернет-оповещения граждан о пропавших. Наиболее эффективная система поиска потерявшихся детей была разработана в США и называется AMBER Alert (где Amber – не только женское имя, но и аббревиатура, которая примерно расшифровывается как «Америка разыскивает: оповещение о чрезвычайном происшествии»). «В США каждому владельцу сим-карты по умолчанию, если он не откажется от этой функции, приходят уведомления о пропавших детях», – рассказала Ирина Воробьева. Аналогичные системы существуют в Канаде, Великобритании, Румынии, Мексике, Южной Корее. На вопрос «НИ» о том, почему бы не сделать так и в России (подобная практика оповещения была использована для приглашения избирателей на выборы в сентябре этого года), присутствовавший на пресс-конференции глава столичного департамента информационной политики Артем Ермолаев ответил, что такие рассылки обходятся недешево, а кроме того, не все горожане будут довольны, если sms будут приходить без их согласия.

Тем не менее сейчас активисты пытаются сотрудничать с властями, чтобы задействовать новые способы поиска людей. Так, ориентировки на пропавших начали приходить пользователям приложения «Активный гражданин», которые указали место жительства. «Если пропал взрослый, то информация о нем приходит тем, кто проживает в районе исчезновения. Если пропадает ребенок – об этом узнают все пользователи», – отметил Артем Ермолаев. Из тех, кто получил сигнал, физически помочь в поисках согласились 584 горожанина. В итоге пять человек нашли живыми, а двух – погибшими. Получив рассылку о пропавшем, пользователь может выбрать один из нескольких вариантов: отметить, видел ли он исчезнувшего, узнать телефон горячей линии «Лизы Алерт», а также заявить о желании поучаствовать в поиске. По словам Ирины Воробьевой, отряд «Лиза Алерт» в последнее время зарегистрировал всплеск активности среди граждан: «Нам стали чаще звонить и спрашивать, что делать, если они увидели явно дезориентированного человека. Недавно мы уже собирались начать активные поиски дедушки, но тут позвонила девушка, сообщив, что отправила какого-то дедушку в УВД. Она назвала имя, и мы уже поняли, что нашли его».

Кроме того, активисты рассчитывают до конца года внедрить реестр неидентифицированных пациентов больниц. Каждого человека, который поступил в больницу без сознания или не может быть опознан по другим причинам, будут фотографировать и заносить в единую базу с описанием примет. А к октябрю обещают начать транслировать ориентировки в инфоматах записи к врачу в поликлиниках, а также на сайтах порталов органов власти.

"