Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Контролеры-«оборотни»

Контролеры-«оборотни»

24 сентября 2003, 20:00
Ровно год назад штраф за безбилетный проезд в Москве был повышен до 100 рублей. Увеличилось ли за это время число добропорядочных пассажиров – неизвестно. Зато есть сведения, что повышение штрафа привело к бурному росту нового вида «бизнеса»: появлению мошенников, выдающих себя за контролеров.

–Как-то вечером я ехал в 26-м трамвае. Денег у меня с собой не было, вообще ни копейки, – рассказывает знакомый студент Костя. – Вошли контролеры, предъявили какую-то мятую бумажку с расплывчатой печатью и, узнав, что билета нет, велели выйти из вагона. Я особо не сопротивлялся. Но они стали меня пинать, объясняя это тем, что я должен поторапливаться, время, мол, позднее.

Вместе с ним из трамвая вывели двух девушек, но те быстро сдались: отдали по 200 рублей. А с Костей разбирались долго: толкали, ругались матом, вырывали из рук сумку. Потом пригрозили отвести в 114-е отделение милиции. «Хорошо, – сказал он, – ведите». И тут контролеры растерялись: «Неужели совсем денег нет? Рублей тридцать хотя бы дал...»

Убедившись, что у студента нет даже рубля (проверяющие вывернули ему все карманы), его отпустили, пригрозив на прощание: мол, смотри, попадешься нам в следующий раз...

Косте, можно сказать, повезло. В последнее время в общественном транспорте появились группы добровольных «контролеров», которые буквально терроризируют наивных пассажиров. Появляясь в салонах автобусов, троллейбусов и в вагонах трамваев, они надолго там не задерживаются, предпочитая высадить первых попавшихся под руку «зайцев» и разобраться с ними на улице без свидетелей. Методы, применяемые для взимания штрафов, напоминают самый примитивный рэкет.

В середине зимы лжеконтролеры высадили из автобуса № 9 трех девушек. Платить штраф безбилетницы отказались: мол, только что сели в автобус. «Проверяющие» сочли этот довод неубедительным и решили, что на «зайчихах» вполне можно подзаработать, выйдя с ними на следующей остановке. Разговор на повышенных тонах, сопровождаемый легким рукоприкладством, продолжался до тех пор, пока с одной из девушек не случилась истерика. На истошные крики обратили внимание прохожие и стали собираться вокруг двух рослых контролеров. Немного попугав собравшихся своими удостоверениями, они скрылись, после того как кто-то из толпы предложил сбегать за милицией.

– Для них было полной неожиданностью такое развитие событий, – рассказывала мне одна из безбилетниц, Маша. – Нам пригрозили – пока не дадим денег, домой не попадем. Штраф уже собирались брать кольцами и сережками. А тут, как услышали про милицию, резко исчезли...

Не подумайте, что автор заметки решил с газетных страниц заступиться за своих знакомых, которые все как один «зайцы». Статистика показывает, что подобные явления не единичны. Но лишь редкие жертвы транспортного рэкета сообщают о подобных инцидентах в милицию или обращаются в инстанции, отвечающие за работу контролеров. Ни Маша, ни Костя также не стали заявлять о случившемся. Не захотели связываться. В конце концов сами виноваты – билетов-то у них не было.

Любопытно, что о действующих на столичных линиях контролерах-«оборотнях» хорошо известно руководству «Мосгортранса» – организации, чьими сотрудниками они представляются.

– Рэкет в общественном транспорте действительно существует, и пассажиры часто сталкиваются с ним, – сообщил «НИ» координатор пресс-центра ГУП «Мосгортранс» Андрей Митрофанов. – Однако до сих пор ни один из них не пойман с поличным, хотя рейды по их выявлению мы проводим еженедельно.

«Мосгортранс», кроме защиты слегка «запачканного мундира», тревожит еще один аспект – утечка «штрафных» денег в чужой карман.

– На данный момент в столице работают 450 контролеров, – продолжает Андрей Митрофанов. – Практика показывает, что каждый из них штрафует за день по три-четыре человека, хотя число безбилетников намного больше. «Мосгортранс» был и остается дотационным предприятием, несмотря на введение высоких штрафов. Мы давно пришли к выводу, что контролеры вообще не нужны – это профессия отойдет в прошлое, как и профессия билетера-кондуктора. В ближайшие два года планируется во всех столичных транспортных системах установить автоматы-турникеты. Это позволит не только снизить число «зайцев», но и качественно повысить учет пассажиропотока...

Судя по словам чиновника, рэкетиры доживают свой век, и очень скоро их появление в общественном транспорте будет выглядеть анахронизмом. Но пока время не подошло, «охотники на «зайцев» ловят миг удачи.





Инструкция для безбилетников

Выйдя из автобуса или трамвая по требованию человека, установившего, что вы «заяц», имейте в виду следующее:

– контролер обязан предъявить вам служебное удостоверение с фотографией и ФИО, а также штрафные квитанции. Цвет удостоверения меняется ежеквартально, так что проверьте, не просрочено ли оно. Документ имеет степень защиты: на каждом бланке есть бело-желтая голограмма в форме волнистой линии;

– если вы считаете, что контролер по отношению к вам вел себя некорректно, запомните его фамилию или приметы. В дальнейшем можете обратиться в специальный отдел при «Мосгортрансе» и, просмотрев фотокартотеку, указать на своего обидчика;

– если штатный сотрудник позволил себе грубую брань или рукоприкладство, то его как минимум уволят. Если же вы столкнулись с самозванцем, то предоставьте сотрудникам предприятия информацию, которая позволит задержать лжеконтролера.

"