Posted 24 августа 2009,, 20:00

Published 24 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Дацан в казарме

24 августа 2009, 20:00
Создание в России института военных священников выходит на финишную прямую. После вчерашнего посещения Дмитрием Медведевым Иволгинского дацана в Бурятии глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев сообщил, что в армии уже в этом году появятся буддийские монахи. Правда, об их числе говори

Постепенно проясняются детали проекта «Российский капеллан», споры о котором идут почти 10 лет. Как рассказал в конце прошлой недели начальник отдела Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ полковник Игорь Сергеенко, введение института военных священников будет проходить в два этапа. В этом году их введут в штат воинских частей, находящихся за пределами России и в Северо-Кавказском военном округе, где «потребность в духовности наибольшая», а в 2010 году – в управленческие структуры военных округов и воинских частей до уровня бригады. Всего в течение двух лет в штат Вооруженных сил будет включено ориентировочно 200–250 лиц духовного звания. Вопрос оплаты их армейской службы пока в стадии проработки, но президент России пообещал, что она будет производиться за счет армии.

Рабочая группа при Генштабе считает целесообразным присутствие штатного священника, если 10% личного состава заявляют о своей принадлежности к одной из четырех «традиционных» религиозных организаций. 63% российских военнослужащих говорят о себе как о верующих. Хотя лишь 10% из них можно считать активными верующими. 87% от всех верующих – православные, 13% – мусульмане, 3% – буддисты и 1% – иудеи. Заметим, что к «традиционным» в который раз не причислили ни протестантские церкви, ни старообрядцев разных согласий.

Если с православными батюшками все понятно, то появление в казарме буддийского монаха видится в тумане. «Ламы будут в тех частях российской армии, где количество военнослужащих-буддистов составляет 10% и более, – пояснил вчера глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. – С этого года мы эту практику начнем». Хамбо лама отметил, что в Министерство обороны «будет выделен человек, чтобы нести ответственность за состояние буддистов в российской армии».

Прямо скажем, следить ему будет непросто. В соответствии с пропорциями, определенными в Генштабе, на службу в армию призовут шесть-семь буддийских монахов. А заниматься духовным просвещением, напомним, они смогут лишь в тех частях, где их единоверцев не меньше 10%...

Военный институт должен быть полностью избавлен от присутствия на своей территории какой-либо религиозной конфессии, считает Ригзен-лама, представляющий общину «Ламрим». «Возможно, – говорит он, – необходимо просто продолжить практику приглашения на территорию воинской части священника в зависимости от вероисповедания военнослужащих. Но вводить штатную единицу совершенно не нужно, а вопрос переодевания духовного лица в камуфляж вообще абсурден. Получится, что после этого все священники будут подчиняться не Богу, а старшему по званию генералу».

В любом случае массовая медитация вряд ли сменит в армии в скором будущем физзарядку. Этого Генштабу не надо бояться.

"