Posted 24 августа 2003,, 20:00

Published 24 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Путину В.В. от Тубельского А.Н.

Путину В.В. от Тубельского А.Н.

24 августа 2003, 20:00
Путину В.В. от Тубельского А.Н.

Уважаемый Владимир Владимирович! Я не знаю, по чьему совету, но несколько лет назад Вы дали поручение федеральному школьному ведомству разработать и утвердить стандарты в образовании. Мало того, упомянутую цель Вы определили как главную задачу года в педагогике.

Это Ваше поручение не выполнено до сих пор. Хотя Вы, наверное, понимаете, что желающих его исполнить в Вашем окружении не так уж мало. И деньги затрачены немалые – если не ошибаюсь, несколько миллионов рублей.

В чем же дело? Почему стандартов в школе так и нет? Ведь, напомню, та же задача прописана и в Конституции РФ, а с 1992 года – и в российском Законе «Об образовании».

Может, виной всему «организационное бессилие образовательного ведомства», о котором говорил недавно его шеф Владимир Филиппов как раз в связи с провалом самого стандартного проекта века?

Не думаю, что все так просто. С одной стороны, непринятие единых учебных нормативов в отмерянные главой государства сроки – это все-таки показатель неких необратимых (я надеюсь) изменений в общественном сознании. Граждане перестали принимать на веру каждое слово или мысль, озвученную «сверху». Параллельно в обществе созрели силы, которые выдвигают альтернативу вроде бы уже поддержанной Президентом «стандартной» идее.

С другой стороны, явный или вынужденный саботаж президентского поручения свидетельствует о том, что в обществе нет пока согласия в таком, казалось бы, простом на фоне прочих бед вопросе, как: «Чему учить детей?».

Когда мне довелось воочию знакомиться с укладом жизни одной из самых стабильных стран мира – Австралии, я удивился: за десять лет (!) десять общественных комиссий разных штатов смогли согласиться только с десятью едиными императивами для юных граждан. Но в них ни слова нет об обязательности освоения детьми закона Ома, определения ланцетника или дат начала и конца какой-нибудь войны. Зато там есть другое, более принципиальное: национальными стандартами провозглашено, во-первых, умение работать в группе, во взаимодействии с людьми. Способность понимать чувства другого. И еще важнейший навык самодисциплины, управления собой: от выдвижения цели до получения результата.

Ничего похожего и днем с огнем не отыскать в наших проектах учебного ГОСТа, который может обрести силу закона со дня на день. Его будут утверждать, заметьте, не представители народа в Думе, не гарант прав и свобод в Кремле, а глава отраслевого штаба, который, по большому счету, мало за что отвечает.

ГОСТ не отвечает, прежде всего, за последствия, за будущие неминуемые жертвы новой волны стандартизации детских голов. Он гарантирует одно: каждый выпускник по первому зову может отрапортовать, что «Евгений Онегин» – это роман о жизни русского дворянства и что особенностью климата Индии является большое количество выпадающих осадков. Всего-то и делов – поставить галочку напротив нужного ответа в бланке стандартного теста. И тут же забыть.

Совершенно непонятно, что с этим казенным знанием делать человеку? Как в таком стандарте раскрывается его индивидуальность или, может быть, напротив, глушится личностъ, да и само желание быть личностью, а в крайних случаях даже и просто – желание быть. Но это уже отдаленные последствия. Разве министр образования за них в ответе?..

Этим летом в Нью-Йорке, на Всемирном конгрессе демократических школ, мне подарили целую россыпь нагрудных значков. На одном написано: «End the TESTS!» («Остановите тестирование!»). В другом утверждается: мой мальчик личность, а не… Далее воспроизведен обычный товарный штрих-код. 15-тысячная демонстрация против стандартизации школ проходила недавно в Чикаго, а ведь тесты там еще только собираются внедрять.

У нас до демонстраций дело пока не дошло, но уже третья попытка построить всех детей по одному ранжиру встречает не отдельно взятые сомнения, но шквал сокрушительной критики в СМИ. Я понимаю, трудно внести изменения в главный закон страны. Но почему не наложить мораторий, по крайней мере, лет на десять, на утверждение любых образовательных стандартов? А за это время посмотреть, усваиваются ли они детьми? Помогают ли выстроить свой путь, карьеру; стать участником того, что сейчас принято называть действующей демократией?

Ну и предельный, на мой взгляд, вопрос: Вы на самом деле думаете, что демократическое, открытое общество, которое мы провозгласили в Конституции, должно состоять из людей, имеющих одинаковые ответы на одинаковые вопросы?

Часто говорят: стандарт – это залог единства образовательного пространства, это ПРАВО на ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ минимум. А разве, спрашиваю в ответ, уже сама обязательность пребывания детей в школе не ограничивает ребенка в его правах? И что делать с миллионами детей, которые, несмотря на все усилия моих коллег, никак не могут этим минимумом овладеть? Переводить в другую школу? Открывать образовательные резервации для «глупых»?

Стрельба в американских классах, демонстрации французских лицеистов, пожары в наших школах, которые случаются по инициативе детей – все это явные знаки протеста против одинаковости, насаждаемой в учебных классах.

И, наконец, если уж так нужны эти злосчастные стандарты, давайте обсудим вместе с родителями, бизнесом и педагогами ряд элементарных требований (стандартов) и к государству («Теплый туалет в каждой школе»), и к Службе знаний: «Не кричи на ребенка», «Умей выслушать и откликнуться на мнение ученика», «Не ставь двоек малышу».

Одинаковых людей от рождения нет, не бывает. Но их можно сделать. Где? В школе. Мы этого хотим?

С уважением А.Н. ТУБЕЛЬСКИЙ

Автор – заслуженный учитель РФ, президент Ассоциации демократических школ России, генеральный директор НПО «Школа самоопределения» (г.Москва)

"