Posted 24 июля 2013,, 20:00

Published 24 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Что мешает МАКСу взлететь выше

Что мешает МАКСу взлететь выше

24 июля 2013, 20:00
С 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском пройдет международный авиационно-космический салон МАКС-2013. Как и раньше, руководство страны связывает с ним большие ожидания, так как он стал одной из визитных карточек России. Но каким окажется уровень авиасалона в этом году, непонятно. Еще в апреле Владимир Путин
Сюжет
Авиация

О проблемах международного авиационно-космического салона МАКС, проводимого в Жуковском каждый нечетный год, стало известно 25 апреля этого года. Во время прямой линии с Владимиром Путиным на трудности в работе МАКСа пожаловался известный летчик Магомед Толбоев, являющийся почетным президентом ОАО «Авиасалон». Он сообщил президенту: «Международный авиационно-космический салон, который существует уже 20 лет, последние 5 лет передан в «Ростехнологии», т.е. «Рособоронэкспорту». На базе создано еще одно промежуточное звено – это Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) «Россия». Техническую зону 242 га передали ТВК. Мы – «Авиасалон», который построил столько павильонов за свой счет, кстати, государство нам не давало ни рубля, и не брали мы, это все привлеченные средства... «Авиасалон» уже банкрот».

ОАО «ТВК «Россия» было создано в апреле 2008 году в качестве дочернего предприятия ГК «Ростехнологии». В соответствии с указом президента РФ № 1113 от 5 октября 2009 г. «О формировании имущества Национального центра авиастроения» около 50% ОАО «Авиасалон» было передано ОАО «ТВК «Россия». Другие акционеры ОАО «Авиасалон» – правительство Московской области, администрация Жуковского, а также физические лица, которым принадлежит порядка 15% акций. Иначе говоря, владельцем выставочного комплекса, где проходит МАКС, является ТВК «Россия».

Естественно, слова Магомеда Толбоева о том, что организатор международного авиационно-космического салона МАКС, одной из визитных карточек России, является банкротом, не могли остаться без реакции. По итогам прямой линии Владимир Путин подписал перечень поручений. Среди них – поручение государственной корпорации «Ростехнологии» (сейчас – ГК «Ростех») и правительству к 1 июля этого года проанализировать финансово-экономическое состояние ОАО «Авиасалон» – устроителя международного авиакосмического салона, и в случае необходимости разработать механизмы оказания поддержки авиафоруму.

Хотя срок исполнения президентского поручения истек, никакой информации о результатах проверки финансово-экономического состояния ОАО «Авиасалон» до сих пор нет. Более того, все наши попытки выяснить, что показала проверка, кем проводилась и была ли она вообще, натолкнулись на непробиваемое молчание представителей ведомств, которое чередовалось с попытками отфутболивания корреспондента «НИ» от одной структуры к другой.

В ГК «Ростех» представитель пресс-службы Юлия Лебединская сообщила «НИ», что исполнением данного поручения президента занимается Министерство промышленности и торговли РФ. В свою очередь, Ольга Болотникова из пресс-службы Минпромторга, отказавшись письменно ответить на наши вопросы, лаконично объяснила, что проведенный «Ростехом» совместно с Минпромторгом дополнительный аудит показал, что ОАО «Авиасалон» не является банкротом. Озвучить результаты проверки она отказалась, заявив, что только в «Ростехе» могут предоставить конкретные цифры и факты. Далее последовал второй круг общения с ГК «Ростех». Как на этот раз объяснила Юлия Лебединская, в документе для внутреннего пользования, который она держит в руках, ответственным за проверку значится высокопоставленный чиновник Минпромторга. То есть «Ростех» здесь точно ни при чем. Назвать имя чиновника она отказалась. После этого состоялся очередной разговор с Минторгом, который закончился ничем. Как сказала Ольга Болотникова, никаких конкретных данных по проверке ОАО «Авиасалон» она назвать не может, да и вообще и не считает информацию, связанную с финансовой проверкой, «событийной». Следуя этой логике, президент РФ подобную информацию, имея в виду факт исполнения поручения, считает вполне актуальной и событийной, а в Минпромторге придерживаются иного мнения. Правда, сотрудница пресс-службы успокоила: «Подготовка к авиасалону идет своим чередом. Никакого срыва по финансированию не предвидится».

Оказалось ничего не известно о проверке и Магомеду Толбоеву, с подачи которого, собственно, и появилось поручение президента. «Нет, ко мне такая информация не поступала, поэтому я не в курсе. Но я до сих пор настаиваю на том, что положение у МАКСА – критическое», – заявил он «НИ». Впрочем, из его слов многое прояснилось, особенно то, с чем связана плотная завеса секретности вокруг проверки ОАО «Авиасалон». «Все с МАКСОМ было нормально, пока пять лет назад 50 процентов акций не оказались у «Ростеха». Теперь мы должны платить ТВК «Россия» безумные деньги – за 10 дней в августе-сентябре 2013 года нам придется отдать 30-40 миллионов рублей. Первый транш – 6 миллионов – мы уже перечислили. Мы оплачиваем все – работу ФСБ, ОМОНа, милиции». Он сетует: «Мы организовываем авиасалон. Создаем имидж нашему государству. А государство вместо того, чтобы нам помочь, пытается лишь заработать». Впрочем, у Толбоева есть и более серьезные претензии: «За пять лет «Ростех» ничего не сделал для МАКСА – крыши в павильонах текут, дороги плохие». К моменту сдачи материала получить комментарий у представителей ОАО «ТВК «Россия» не удалось.

С учетом этого становится понятно, почему так реагируют в ГК «Ростех» и Минпромторге на любые вопросы о результатах проверки финансово-экономического состояния авиасалона. Ведь «Ростех» должен проверять как бы себя, поскольку именно его дочернее предприятие – ОАО «ТВК «Россия» контролирует ОАО «Авиасалон». Естественно, любая неприглядная информация, полученная в ходе проверки, бьет по «Ростеху», и тогда придется объясняться перед Владимиром Путиным, причем накануне проведения МАКС-2013. И, судя по поведению представителей «Ростеха» и Минпромторга, результаты этой проверки, если, конечно она проводилась, оказались не вполне безоблачными.

Между тем руководство страны продолжает возлагать на МАКС большие надежды. В 2011 году в рамках авиасалона было заключено сделок, включающих опционы, соглашения и протоколы о намерениях, на 16 млрд. долларов, а количество посетителей превысило отметку 550 тыс. человек. Значит, в этом году уровень должен быть еще выше. Но, похоже, эти ожидания не вполне соизмеряются с истинным состоянием МАКСА. И во что это выльется сейчас или позже, пока неизвестно.

"