Posted 24 июля 2006,, 20:00

Published 24 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

«Они же не только для себя гребут»

«Они же не только для себя гребут»

24 июля 2006, 20:00
Не так давно глава РЖД Владимир Якунин сообщил об успехах возглавляемой им компании, которые стали возможными благодаря «позитивным изменениям в рамках двух завершившихся этапов реформы железнодорожного транспорта». Однако большинство пассажиров РЖД вряд ли разделят радость главного железнодорожника. Результаты реформ,

На минувшей неделе редакция газеты «Новые Известия» решила отправить в Грозный футбольную форму для юных спортсменов республики. «НИ» ежегодно проводят в Чечне детско-юношеский турнир по футболу, и на этот раз мы намеревались подарить всем его участникам специально пошитые комплекты. Однако мы и не предполагали, что проблемы в проведении этой гуманитарной акции у нас возникнут не на территории тревожного Кавказского региона, а непосредственно в Москве. На «территории», подведомственной господину Якунину.

Все началось уже на подступах к Казанскому вокзалу. Не успела редакционная машина подъехать к обочине, как откуда-то сразу же возник пропыленный гражданин в загадочном жилете и потребовал денег. Наличными. Без каких бы то ни было квитанций. И без малейших гарантий сохранности авто. Столь откровенное вымогательство не смущало ни прогуливающихся поблизости постовых, ни вокзальное начальство. За долгие годы этого рэкета, запрещенного столичными властями лишь на словах, а на деле явно поощряемых властями РЖД, практически ничего не меняется. Лишь расценки растут. Да уровень хамства рэкетиров. Редакционный водитель, как человек многоопытный, не стал искушать судьбу и рисковать целостностью шин, поэтому молча заплатил и побежал за носильщиком.

Носильщик, увидев количество тюков и узнав, что до отхода поезда остается не так уж и много времени, тут же заломил цену, вдвое превышающую официальную. Поиски замены к успеху не привели, так как рулевые тележек явно работают в сговоре и на понижение цены у сотоварища не идут. Лишь представившись журналистами, нам удалось всего чуть-чуть сбить требуемую сумму. В знак благодарности носильщик, назвавшийся Михаилом, стал по дороге оправдываться: «Да я бы, ребята, и рад вам помочь. Но от моего навара бригадиру надо отстегнуть, ментам надо, дежурному по вокзалу надо, начальнику надо, всем надо… У парковщиков то же самое, они же не только для себя гребут».

У самого входа в здание вокзала нас остановил сотрудник милиции.

– Что везем?

На московских вокзалах процветает система поборов.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Тревогу у милиционера вызвали, наверное, габариты нашей поклажи. Дело в том, что в Грозный багажный состав давно не ходит, и мы решили захватить тюки со спортивной формой прямо с собой в вагон. Страж порядка потребовал немедленно представить соответствующее разрешение, напомнив об операции «Антитеррор». От кого должно быть это разрешение и в каком виде, он пояснить отказался. Выручил нас всезнающий носильщик. Он что-то шепнул на ухо милиционеру, и путь был открыт. «Вот видите, тариф работает», – пояснил Михаил.

Но радовались мы недолго. У входа на перрон нас встретили два дюжих молодца в загадочной форме то ли кондукторов РЖД, то ли каких-то местных охранных структур. Они строго потребовали багажные квитанции на перевозимый груз. До отхода поезда оставалось все меньше времени. Где искать эти квитанции, кондукторы объяснять отказывались, но дали понять, что проблему можно решить на месте. В результате короткого торга 600 рублей перекочевали в карман стражей перрона, а тележка двинулась к вагону. Здесь нас уже поджидал проводник, с которым мы договорились заранее. Нетрудно догадаться, что тоже не бескорыстно.

Эта короткая эпопея навеяла грустные мысли. Только на страницах нашей газеты многократно описывались случаи поборов на столичных вокзалах. Неоднократно подобные материалы появлялись едва ли не во всех СМИ. Но время идет, и абсолютно ничего не меняется. По крайней мере – в лучшую сторону. И даже широко пропиаренная операция «Антитеррор» стала у стражей порядка всего лишь еще одним поводом для поборов. Особо отметим, что наши тюки, загруженные в поезд «повышенного внимания», так никто и не проверил. Достаточно было заплатить немногим более ста долларов, и нужный груз оказался в нужном поезде. С чем мы и поздравляем все службы антитеррора, вместе взятые. Равно как и руководство РЖД, которое столь убедительно рапортует об успехах ведомства.

Отдельный разговор о ценах на билеты, которые за последние годы скакнули к поднебесью, бросив вызов даже авиатранспорту. Стоимость проезда в вагоне СВ сегодня вполне сопоставима с ценой авиаперелета на то же расстояние. Сервис же сохраняется на уровне прошлого века. Равно, как и качество самих вагонов. Но даже на этом фоне есть поезда, которые просто нельзя выпускать из депо. Вряд ли в системе РЖД найдется состав древнее грозненского пассажирского поезда. Щели в окнах, протекающие туалеты, сломанные полки… Передвижение в таком транспортном средстве вполне могло бы вдохновить известного классика на второй том своих сочинений уже под названием «Путешествие из Грозного в Москву». И у такого сочинения есть значительно больше оснований стать бестселлером, чем у отчета руководства РЖД. Тем более в разгар летних отпусков.

Редакция «Новых Известий» готова поучаствовать в составлении коллективного романа о всех прелестях путешествий по самой железной из дорог, поэтому мы объявляем прием ваших историй в наш сборник. Пишите. Присылайте на редакционный сайт. Рассказывайте, с какими проблемами вам пришлось столкнуться на вокзалах, в кассах, в поездах. Попытаемся совместными усилиями составить более объективный доклад о результатах так называемой реформы РЖД. Может быть, это действительно посодействует переменам. И наведению реального порядка в одной из ключевых монополий страны.


Реформа дальнего следования
Льготный абсурд

"