Posted 24 июля 2005,, 20:00

Published 24 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Жизнь без ГАИ

Жизнь без ГАИ

24 июля 2005, 20:00
Прошла неделя с тех пор, как на Украине была упразднена Государственная автоинспекция. Хотя количество мелких аварий, по данным теперь уже бывших гаишников, возросло вдвое, общую обстановку на дорогах нельзя назвать катастрофической. И это создает определенную нервозность в рядах российских инспекторов ДПС. Ведь опыты

Вопреки ожиданиям ситуация на дорогах Украины после указа Виктора Ющенко о ликвидации ГАИ не стала неуправляемой. Движение по-прежнему контролируется инспекторами этой службы. Хотя прежнего рвения у них нет. Да и откуда ему взяться, если инспекторам ГАИ запрещено останавливать водителей за исключением случаев явного нарушения правил дорожного движения. Некоторые киевские автолюбители злоупотребляют нововведениями и дразнят постовых, проезжая на запретительные знаки и красный свет. В ответ гаишники, скрипя зубами, отворачиваются. Однако подобные случаи не приобрели массового характера.

«А ведь ничего не изменилось. Пробок меньше не стало, ДТП тоже. Средняя скорость по городу не увеличилась. Ну а «крутые» и до указа «летали» 120 км в час. Гаишники вызывают жалость. На контакт не идут. Они обижены на всех», – делится впечатлениями с корреспондентом «НИ» водитель маршрутки в центре Киева.

Солидарны с участниками движения и стражи порядка. «Все остается без изменений, – сообщил «НИ» представитель департамента ГАИ. – А что вы хотели, чтобы на следующее после указа президента утро все инспекторы ГАИ на Украине превратились в цветы? Или улетели в космос?» – иронизирует собеседник. По его словам, необходимо определенное время для проведения реорганизации, формирования новых штатов, разработки новых прав и обязанностей.

Согласно указу Виктора Ющенко, департамент Государственной автомобильной инспекции МВД, ее структурные подразделения в регионах и на местах должны быть реорганизованы в Государственную службу безопасности дорожного движения МВД (дорожную милицию) и патрульную службу МВД. Но как это будет происходить, непонятно. Пока никто к этой реорганизации не приступил. Во-первых, сейчас разгар отпусков, а во-вторых, гаишники все еще находятся в шоковом состоянии. Но вряд ли состояние паралича будет длиться долго.

В трехмесячный срок правительство должно внести свои предложения по изменениям в законодательство. Эти предложения рассмотрят депутаты, которые вернутся на рабочие места осенью. Пока же исполнение функций ГАИ возложено на МВД. Точнее, на ГАИ, которой уже как бы и нет.

Но вот где ситуация на дорогах резко изменилась, так это в Крыму. В пресс-службе ГАИ полуострова «НИ» сообщили, что в среднем количество ДТП в сутки увеличилось вдвое. Фактически сейчас регулированием движения на крымских дорогах никто не занимается, поскольку до особого распоряжения сотрудники автоинспекции были сняты с дорог и теперь выезжают только к месту происшествия.

Но в разгаре курортный сезон, и количество автомобилей, особенно на крымских дорогах, увеличилось. При этом никаких распоряжений из Киева по поводу дальнейшей судьбы Госавтоинспекции Крыма не поступало.

Не знают, как будут работать после реорганизации, и сотрудники ГАИ Запорожской области. В настоящее время из стационарных постов ГАИ действующим на весь регион остался один – в поселке Васильевка. По трассам области сейчас можно не ездить, а летать, поскольку количество патрулей здесь по требованию министерства уменьшено на две трети. Руководство региональной Госавтоинспекции уверено, что нововведения в отношении ГАИ преждевременны и даже на переходном этапе приведут к ухудшению ситуации на дорогах.

Глава столичного ГУВД Владимир Пронин к гаишникам строг, но в обиду не даст.

Честная патрульная полиция

Между тем без ГАИ спокойно живут в Грузии. Там ее функции приняла патрульная полиция – любимое детище Михаила Саакашвили. Своих чувств глава государства не скрывает и часто ставит эту службу другим в пример. «Патрульная служба это самое лучшее, что сделала новая власть. Ко многому остальному, что происходит в стране, я отношусь критически, но патруль мне нравится, – признался «НИ» Тамаз Немсадзе, водитель такси с большим стажем. – Ведь раньше ездить по городу и по трассе было одно мучение. Гаишники, которых все презирали, а водители называли «собаками», только и делали, что «доили» нас. А чего стоили так называемые рейды, единственная цель которых была не в наведении порядка, а в том, чтобы заработать на хлеб с маслом», – говорит он. По словам Тамаза, сотрудники нового подразделения не берут взяток.

В отличие от прежних гаишников, полицейских нового образца отбирают на работу по конкурсу, и зарплата у них по грузинским меркам высокая – минимум 450 лари (около 250 долларов). В столице всего 1339 патрульных, более 60 из них – женщины. Да и внешний облик у патрульных вполне приличный, экипированы они по западным стандартам.

Кстати, серьезно были ограничены полномочия ГАИ и в Казахстане. В сентябре 2003 года – менее чем через месяц после своего назначения на пост министра внутренних дел Казахстана – Заутбек Турисбеков распорядился ликвидировать практически все посты дорожной полиции на международных трассах, проходящих через Казахстан. Кроме того, своим приказом он категорически запретил останавливать и проверять автомобили, осуществляющие международные перевозки по дорогам республиканского значения. Это можно делать только при наличии ориентировки на задержание конкретных транспортных средств и лиц. Поговаривают, что министр решился на эту меру после того, как лично оценил масштабы мздоимства автоинспекторов на казахстанских дорогах, проехав по ним инкогнито. В результате сейчас практически все бывшие посты ДПС на трассе, скажем Екатеринбург – Алма-Ата, переоборудованы в кафе.

Штучки Ющенко нам не нужны

Разумеется, все, что происходит с ГАИ в бывших советских республиках, не может не волновать российскую автоинспекцию. По Москве поползли слухи о том, что реформа может докатиться до нашей армии работников жезла. Между тем в управлении ГИБДД России категорически отказались даже предположить, что посты ДПС могут исчезнуть.

«То, что произошло на Украине, совершенно не касается нас, – сказал «Новым Известиям» сотрудник отдела пропаганды УГИБДД России Владимир Шевченко. – Все эти революционные штучки Ющенко – не тема для разговора. Я читаю газеты, там пишут, что все это сугубо политические процессы. А я на тему политики рассуждать не хочу. ГИБДД – вообще аполитичная структура. Я делаю свое дело – профессионально занимаюсь безопасностью дорожного движения. А строить предположения – не моя забота. Конечно, я думал, что будет, если вот так взять и убрать ГАИ, но это мое личное дело, я вам ничего не скажу».

Стоит отметить, что и, по мнению экспертов, ликвидация ГИБДД приведет к полному хаосу на дорогах, а число взяточников только возрастет.

«Все службы нужны. И ни одну из силовых структур невозможно просто ликвидировать, – сказал «НИ» адвокат Леонид Ольшанский. – Если есть нарушения, если берут взятки, то надо принимать меры, разбираться с каждым сотрудником отдельно, а не устранять все ведомство. Ведь если одна кассирша обвешивает, это не значит, что нужно закрывать все магазины в стране.

Другое дело, что в составе ГИБДД существует огромное количество совершенно бесполезных управленческих структур. К примеру, научно-исследовательский центр при Главном управлении ГИБДД России, который создан ради того, чтобы просто раздуть штат. Их надо закрыть, а ГАИ оставить.

Если дорожной милиции не будет, «наводить порядок» на автотрассах ринутся все без исключения «силовики» – от бойцов ОМОНа до участкового, так что взяточничество будет только процветать. И разобраться в этом бардаке потом будет очень сложно».



В Швеции к гаишникам относятся как к врачам

В статистике смертей, вызванных ДТП, Швеция традиционно занимает последнее место среди всех стран Евросоюза. В 2003 году, например, на миллион жителей здесь погибло 59 человек, в то время как в вышедшей на первое место Латвии соответствующая цифра оказалась почти в 4 раза выше. У шведского феномена несколько причин – это и относительно новый автопарк, и хорошие дороги, и общая законопослушность населения. Однако среди причин успеха европейские эксперты называют и эффективную работу дорожной полиции. Это кажется тем более странным, что скандинавские «гаишники» делают все, чтобы не застать нарушителей врасплох. Главный метод работы дорожной полиции – открытость и честность. «Наша задача – не поймать, а предупредить», – уверяют полицейские, заранее оповещая автомобилистов через объявления в газетах и дорожные плакаты о проведении очередной контрольной акции. Такая тактика позволяет избежать возникновения противостояния сообщества автомобилистов и проверяющих. Российская дорожная солидарность в виде помигивания фарами – мол, берегись, «гаишники» вышли на охоту – в Швеции немыслима. Но уж если вас поймали на нарушении, берегись. Снисхождения к «обстоятельствам» или незначительности проступка обычно не бывает. Так, полицейские оштрафовали водителя на 120 долларов за то, что он на 3 километра в час превысил допустимую скорость.

Но, несмотря на строгие требования к водителям и высокие суммы штрафов, дорожный полицейский в Швеции – уважаемая профессия. Никому и в голову не приходит упрекать «стражей дорог» в коварстве или вымогательстве. Автомобилисты относятся к ним скорее как к врачам, которые берут плату за консультацию, но при этом спасают от смертей и болезней.


Надо ли и в России отменить ГАИ?

Наталья СЕНЧУКОВА, певица:

– Нет, на мой взгляд, это неправильно – кто тогда будет разбираться с авариями? Не участковый же. Я думаю, стоит вообще посмотреть, как это делается за границей, например в Испании. Там постов совсем нет, а за ситуацией на дороге следят камеры. У нас тоже надо заменить посты, хотя вряд ли это сделают в ближайшее время, слишком много денег можно на них заработать. Так что пока приходится мило улыбаться.

Бари АЛИБАСОВ, продюсер:

– Упразднить ГАИ невозможно, поскольку будет полный беспорядок на дорогах. На дороге не должно быть так – кто куда захотел, тот туда и поехал. Я знаю только один город, где ездят без правил, – это Ереван. Там общаются жестами, водители выставляют руки, пропускают пешеходов, договариваются между собой. Но у нас это невозможно.

Владимир СОЛОВЬЕВ, журналист:

– К отмене ГАИ я отношусь негативно. Москва захлебнулась бы. Везде летали бы пьяные водители. Мы ведь с легкостью прощаем себе нарушения, вождение в пьяном виде, но почему-то не прощаем гаишников. Конечно, неправильно, что они сидят в кустах и берут взятки. Но для изменения ситуации нужен комплекс мер. Глубокая реорганизация Министерства внутренних дел, установка камер слежения на дорогах, повышение зарплаты работникам дорожно-постовых служб, запрещение продажи машин по доверенности, чтобы по номеру автомобиля можно было определить его истинного владельца.

Елена КОНДУЛАЙНЕН, актриса:

– Думаю, что такого идиотизма не произойдет. Люди должны жить по правилам, установленным в обществе. Недавно видела жуткое ДТП. Если представить, что ГАИ упразднят, таких аварий не избежать. Сейчас на дороге каждый стремится подчеркнуть свое превосходство, никто никому не уступает. Трудно представить, что произойдет, если водителей вообще никто контролировать не будет.

"