Posted 24 июня 2014,, 20:00
Published 24 июня 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 02:07
Updated 8 марта, 02:07
Одной из тем конференции стала готовящаяся в Госдуме законодательная инициатива, касающаяся единого учебника по трем ключевым гуманитарным предметам – русскому языку, литературе и истории. Эта идея предусматривает сдачу ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам в устной форме.
Зампред комиссии по образованию Общественной палаты Любовь Духанина говорила о текущих проблемах: 17% учащихся по стране и 15% по Москве не усваивают школьную программу даже на базовом уровне: «Баллы ЕГЭ этого года – не статистический выброс, а реальный уровень знаний детей, и он катастрофически низкий».
Другие докладчики падение уровня знаний признали, но назвали причиной этого «бюрократический маразм» – обилие официальных документов, которые педагоги обязаны заполнять в свободное от уроков время. Председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова также посетовала, что выпускники педагогических вузов не подготовлены для работы в классе. Учитель московской школы № 2097 Ольга Зайцева рассказала, что курсы повышения квалификации для работы с одаренными учениками смогли закончить только 150 учителей из записавшейся тысячи, и многие педагоги указывали, что в слове «воробей» два корня – «вор» и «б».
Учителя потребовали увеличения часов на изучение русского языка и литературы в старших классах. «Литературу XX века в школах мы изучаем в лучшем случае три месяца, а ведь там три нобелевских лауреата», – посетовала г-жа Дудова.
Крайне важным для гуманитарного образования учителя считают и создание в школе «читательской среды» – приведение в порядок школьных библиотек. По словам доцента Московского института открытого образования Ольги Левушкиной, в соответствии с новыми СанПиНами школа должна изъять книгу из библиотеки, когда ей исполняется пять лет, даже если она при этом не устарела, и поэтому «лучшие библиотекари прячут такие книжки в отдельной комнатке и выдают под секретом».
К воспитанию же на уроках литературы патриотизма педагоги отнеслись критически. По словам доцента Санкт-Петербургской Академии постдипломного педобразования Сергея Федорова, «если мы зациклимся на патриотизме, то превратим Святую Русь из категории небесной в категорию географическую, и это будет катастрофа», а введение единого учебника приведет к тому, что «самые умные и талантливые учителя вообще прекратят пользоваться учебником».