Posted 24 июня 2012,, 20:00

Published 24 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:34

Updated 8 марта, 05:34

Молитва палачу

Молитва палачу

24 июня 2012, 20:00
Одним из наиболее резонансных за всю 15-летнюю историю «Новых Известий» стал материал, который наш обозреватель Михаил Поздняев написал в ноябре 2008 года. Статья «Молитва палачу» буквально «взорвала» форум на сайте «НИ», последовали многочисленные цитирования информагентствами, перепечатки в зарубежной прессе, коммент

Покойный протоиерей Димитрий Дудко, в юности откровенный антисоветчик, долгое время проведший в сталинских лагерях, на старости лет вдруг воспылал любовью к «вождю и учителю». О том, что Сталин был на самом деле верующим и что никаких гонений на Церковь на его совести нет, отец Димитрий говорил в своих проповедях. А в одной из статей написал: «Так и хочется, наконец, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас!»

Казалось бы, случай из ряда вон. Однако сегодня у отца Димитрия обнаружились последователи. В храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне настоятель игумен Евстафий (Жаков) выставил икону блаженной Матроны Московской. О ее жизни ходит немало легенд.

Одна из них гласит, что «матушка Матрона» имела доверительные беседы со Сталиным, а осенью 1941 года приняла у себя его, очень озабоченного положением в Москве, и успокоила, сказав: «Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь». Так вот, именно эта встреча изображена на иконе. Причем Сталин, написанный в полный рост, с большим портретным сходством, выглядит гораздо внушительней «матушки». Прихожане, отказываясь прикладываться к такому святому образу, высказали отцу Евстафию свое недовольство, после чего он перенес икону в нижний придел храма.

Свою инициативу священник объяснил так: «Чувство, что Сталин – отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, – это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца кроме Отца Небесного: один – мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую победу нашего народа». На замечание, что Сталин все же был атеистом, отец Евстафий ответил: «А откуда вы знаете? То, что он возглавлял атеистическое государство, – так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам – Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком».

По странному стечению обстоятельств одновременно с явлением «иконы святого Иосифа» коммунисты Санкт-Петербурга обратились к патриарху с предложением канонизировать Сталина.

Лидер «Коммунистов Петербурга и Ленинградской области» Сергей Малинкович заявил: «Не буду скрывать, большинство членов нашей организации – атеисты, но есть и верующие, православные, мы стараемся учитывать и их настроения. Те священники, с которыми мы общались, говорят, что у прихожан пользуется большим уважением фигура Сталина. Поэтому мы и заговорили сейчас о его канонизации и о создании икон с его изображением». По словам г-на Малинковича, в скором времени будут напечатаны 10 тыс. таких иконок, чтобы «распространять эти изображения среди тех, для кого Сталин уже давно святой».

Увы, ни демарш отца Евстафия, ни православные игрища питерских коммунистов не получили сколько-нибудь внятной оценки руководства РПЦ. «В патриархии нет таких сил, которые могли бы прекратить это страшное по своей сути движение, – считает настоятель московского храма царя-мученика Николая протоиерей Михаил Ардов. – Эти требования канонизации и то, что мы видим по телевизору, как идут на какие-то демонстрации пожилые женщины и мужчины и несут одновременно портреты Сталина и православные иконы, – знак ужасный, знак того, что люди совершенно потеряли ощущение правды, истины».

"