Posted 24 мая 2010,, 20:00

Published 24 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Фаги против антибиотиков

Фаги против антибиотиков

24 мая 2010, 20:00
Антибиотикорезистентность (невосприимчивость организма к антибактериальным препаратам) – одна из самых серьезных проблем современности. Справиться с ней довольно сложно. Но, похоже, решение, наконец, найдено. Ученые нашли его в прошлом отечественной медицины. Справиться с бактериями снова помогают уникальные препараты

Микроорганизмы возникли задолго до нашего появления на Земле. За миллионы лет они научились выживать в самых разных условиях. Поэтому им не составляет особого труда приспособиться и к новым препаратам. Они в состоянии адаптироваться к любому антибактериальному средству, дело лишь во времени. Именно поэтому постоянно идет работа над созданием новых лекарств – тех, к которым у бактерий нет иммунитета. Это такой вечный конфликт человека и бактерий.

Мы и они

Но почему же микроорганизмы все чаще одерживают победу над гением медицинской науки? Причин несколько, и одна из основных, как ни странно, стремительный уровень развития медицины. Растет число трансплантаций органов, появляются новые технологии для выхаживания недоношенных детей, все шире применяются различные виды химиотерапий при онкологических заболеваниях. Для всего этого нужны антибиотики. Таким образом, сегодня мы применяем эти препараты в несколько раз чаще, чем пять–десять лет назад. К тому же далеко не всегда рационально.

«В России антибиотики продаются в аптеках без рецепта, и в принципе любой желающий может приобрести их. Но не стоит думать, что в других странах, где свободная продажа этих препаратов запрещена, ситуация намного лучше. К сожалению, часто сами врачи при каждом удобном случае выписывают антибиотики, чтобы быстрее побороть недуг. А чем чаще мы принимаем антибактериальные лекарства, тем больше шансов у бактерий к ним приспособиться», – утверждает заведующий кафедрой дезинфектологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, главный государственный врач Министерства обороны РФ Василий АКИМКИН.

«Вносит свою лепту и сельское хозяйство, – поддерживает тему доктор медицинских наук, заведующая отделом инфекционно-воспалительных заболеваний ФГУ «Научно-исследовательский институт урологии» Татьяна ПЕРЕПАНОВА. – Битва за урожай сегодня немыслима без антибиотиков. Ежедневно с пищей мы получаем те штаммы, которые должны использоваться в особых случаях –для уничтожения бактерий. А постоянный контакт с этими веществами – благоприятное условие для выработки у микроорганизмов устойчивого иммунитета. Именно поэтому сегодня вновь мы обращаем свой взгляд на бактериофаги».

Новое – хорошо забытое старое

Еще в 1896 году британский химик Эрнест Ханкин, изучая антибактериальное действие вод индийских рек, впервые описал агент, губительно действующий на микробов. Так были найдены бактериофаги – естественные враги бактерий.

До середины прошлого века на Западе фаги активно изучались и широко использовались против дизентерии, тифа, паратифозных лихорадок, холеры и гнойно-септических инфекций. Однако направление не получило дальнейшего развития, так как в 1929 году был открыт пенициллин и началась эра стремительного развития антибиотиков.

В СССР все обстояло несколько по-иному. В 30-е годы был создан целый Институт изучения бактериофагов, впоследствии открылось даже несколько заводов по их производству. По всему Союзу собирались тысячи образцов бактерий для выделения из них наиболее эффективных штаммов. Были сделаны важные и интересные открытия, например, с помощью бактериофагов удалось снизить заболеваемость дизентерией до 12 раз. Правда, внедрение в жизнь антибиотиков пошатнуло авторитет бактериофагов и у нас. Однако благодаря проведенной глобальной работе все же удалось сохранить то, в чем многие ученые сейчас видят спасение от множества современных болезней.

«Фаговые» преимущества

«Одно из важных преимуществ бактериофагов – их специфичность. В то время как антибиотики уничтожают все бактерии без разбору, фаги действуют только против конкретных возбудителей, – рассказывает кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией бактериофагов ФГУ «Научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов ГИСК им. Тарасевича» Роспотребнадзора Ольга ДАРБЕЕВА. – Фаги индивидуальны, каждый из них вырабатывается на основе исследования конкретных бактерий. Проще говоря, на завод привозится образец того или иного микроба, и именно против него создается препарат. Когда такое лекарство попадает в организм, оно начинает действовать, постепенно уничтожая уже имеющиеся особи и не давая появляться новым. Получается, что бактериофаги – это такие своеобразные вирусы для бактерий, заражаясь которыми, микроб погибает. Фаги же, выполнив свою миссию, исчезают – выводятся из организма естественным путем. Таким образом, они делают благое дело, не нарушая нормальную микрофлору».

Бактериофаги в состоянии проникнуть глубоко в очаг инфекции, тогда как доставка антибиотиков в «труднодоступные» места размножения бактерий довольно проблематична. По этой причине бактериофаги сейчас стали снова активно использоваться в различных областях медицины.

Яркий пример – больничные инфекции. Обычные антибиотики здесь не всегда работают – сказывается устойчивость к ним бактерий. Фаги реально решают проблему, так как создаются с учетом тех микробов, которые вызывают инфекции в данной конкретной больнице. Медицинское учреждение делает запрос и получает свой препарат, бьющий точно в цель.

«Несколько лет назад в одной из столичных клиник возникла критическая ситуация – так называемый госпитальный сальмонеллез. Это серьезная проблема, кардинально решить которую не может пока ни одна страна мира. Мы тоже столкнулись с ней, – делится своим опытом Василий Акимкин. – Инфекция одолевала нас почти два года, и интенсивные гигиенические мероприятия особого результата не приносили. Помогли только фаги, причем мы использовали их для лечения тех, кто уже заразился, а также для профилактики здоровых пациентов и медицинского персонала. Результаты говорят сами за себя – с инфекцией мы справились менее чем за два месяца. Знаю, также есть хорошие результаты применения фагов в ожоговом отделении Института им. Н.В.Склифосовского».

«У нас есть солидный опыт лечения этими препаратами хронических инфекций в домашних условиях, – продолжает Татьяна Перепанова. – Например, хронического цистита, который встречается у каждой третьей женщины. Это серьезная проблема, и решить ее очень непросто. Не хочу сказать, что фаги – это панацея, единственное и эффективное средство ее решения. Это не так. Но добавление их в схему лечения на разных этапах помогает значительно улучшить результат».

Есть данные эффективного использования этих препаратов у детей. Из-за практически полного отсутствия побочных эффектов они имеют большие возможности в педиатрии.

Но важен также и экономический аспект. На производство новых фагов требуется гораздо меньше затрат, чем на появление нового антибиотика. А значит и стоимость таких препаратов гораздо ниже.

Каждому – свое

Но все-таки не стоит думать, что антибиотики себя исчерпали, предупреждают медики. В некоторых острых ситуациях антибиотикам пока равных нет – они оказывают быстрое действие. Фаги же более эффективны для борьбы с хроническими инфекциями. Так что правильнее будет сказать, что у каждой из этих групп лекарств должно быть свое место. Тогда у нас появятся реальные возможности противостоять заболеваниям и снизить количество побочных эффектов от применяемого лечения.

"