Posted 24 мая 2006,, 20:00

Published 24 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Игра в ученых

24 мая 2006, 20:00
Вчера на общем собрании Российской академии наук прошли выборы новых академиков и членов-корреспондентов РАН. Сегодня должны быть оглашены результаты. Между тем уже многие аналитики, да и сами академики поспешили окрестить эти выборы беспрецедентными. Еще никогда в стены академии не стремилось так много чиновников, деп

Заявления на соискание вакансий академиков и членов-корреспондентов РАН подали зампред Госдумы Артур Чилингаров, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, он, правда, заявил самоотвод, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, зампред Госдумы Сергей Бабурин и другие. Между тем подавляющее большинство чиновников с треском провалились уже в ходе предварительных выборов по секциям и отделениям РАН. Вопреки настойчивым рекомендациям руководства РАН не топить «полезных людей», российские академики не пожелали видеть в своих рядах тех лиц, чьими усилиями российская наука оказалась в крайне прискорбном положении. На финишную прямую вышли лишь четверо: председатель комиссии Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин, бывший министр культуры, а ныне президент Академии госслужбы при президенте РФ Владимир Егоров, генерал ФСБ Владимир Шульц и вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Но и они на общем собрании РАН пережили публичное унижение, когда сотни ученых откровенно смеялись при зачитывании их «научных» работ.

Во время оглашения высоких заслуг бывшего министра культуры господина Егорова перед отечественной наукой один из академиков не выдержал, выскочил на трибуну и громогласно заявил: «Пусть мне, ученому с мировым именем, кто-нибудь объяснит, о чем повествует его научная работа, которая имеет такое название: «Целостная концепция места философии культуры в системе современного социально-гуманитарного знания, рассмотрение проблем социальных и культурных изменений и доминант, векторов развития социокультурной системы в общеметодологическом плане, на базе философской рефлексии и культурологического дискурса в поле притяжения ценностно-смысловой организации и архитектоники российской и русской культуры….». Зал утонул в хохоте, а потом вознаградил оратора овациями.

«Может, я чего-нибудь не понимаю, – продолжал академик. – Но, по-моему, это просто бессмыслица. На выборах по линии отделения общественных наук выходило много талантливых ученых-философов. Но все они были отвергнуты. Спрашивается, почему я должен голосовать за автора этого труда, в то время как более талантливые люди остаются за порогом академии?»

«Я бы попросил прекратить этот естественно-научный шовинизм, – послышался строгий голос из президиума. – Если физикам кажется, что слова философа немного непонятны, это не значит, что труд Егорова – бессмыслица». Зал неодобрительно загудел. На защиту бывшего чиновника пришел другой бывший чиновник.

«Не стоит принижать заслуг Владимира Егорова, – заявил академик Евгений Примаков. – Он многое сделал, когда был министром, делает многое и сейчас. То же самое касается и Кокошина. Нельзя пропускать мимо ушей научных заслуг людей на том только основании, что они были или являются чиновниками. Это очень вредно».

«Да какие они ученые! – возмущались сидящие в зале. – Позор какой-то». В ответ на это слово взял президент РАН Юрий Осипов.

«Давайте не будем и дальше погрязать в дрязгах, – заявил он. – Если мы не хотим, чтобы академия превратилась в клуб по интересам, а и далее была серьезным учреждением, необходимо привыкнуть к мысли, что в ней должны находиться серьезные люди. А то из-за шумихи в прессе, академия лишается очень уважаемых и заслуженных людей. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин прислал мне письмо и снял свою кандидатуру с выборов, уже пройдя секцию. Он не хотел и далее участвовать во всем этом. Потому как, по его мнению, эта шумиха дискредитирует академию. Это не нормальная ситуация. Он отличный и умный человек – настоящий ученый! И не менее других заслуженных ученых может рассчитывать на звание члена-корреспондента. К сожалению, из-за недопонимания ситуации академия теряет такие ценные кадры».

Между тем ситуация складывается таким образом, что этот откровенный реверанс в сторону председателя Счетной палаты да и многих других чиновников просто необходим и вполне объясним с политической точки зрения. В этом году академию ждут серьезные сокращения. До 20% научных сотрудников могут лишиться работы и покинут лаборатории исследовательских институтов. Взамен этого академии обещают дополнительное финансирование и увеличение зарплат, что неизменно повлечет перераспределение финансовых потоков внутри РАН, а вместе с тем вызовет и дополнительные проверки Счетной палаты. В этих условиях лобби ее председателя не покажется лишним. Кроме того, грядут новые изменения и в уставе РАН. Высшее руководство страны хочет видеть на ее посту только «проверенных людей», и в осуществлении этой цели меняется порядок выбора президента академии. Столь сложная ситуация и заставляет президиум РАН быть более внимательными к пожеланиям чиновников.

"