Posted 24 апреля 2013,, 20:00

Published 24 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

Особо опасный пациент

24 апреля 2013, 20:00
Ровно неделю спустя после теракта на финише Бостонского марафона, который был совершен 15 апреля, главному подозреваемому в этом преступлении 19-летнему Джохару Царнаеву, американцу чеченского происхождения, предъявили официальные обвинения. В 10-страничном документе за номером 13–2106, подписанным специальным агентом

В числе прочего ФБР заявляет, что камеры наблюдения отчетливо зафиксировали, как Царнаев, или «бомбист № 2», согласно прокурорской терминологии, кладет снятый со своей спины рюкзак на землю и быстро удаляется прочь.

В отличие от напуганных и растерянных первым взрывом зрителей он выглядит совершенно спокойным и целеустремленным. Десять секунд спустя там, где он оставил свою поклажу, прогремел второй взрыв. «Каждый взрыв убил по крайней мере одного человека, нанес ожоги, раны и тяжкие телесные повреждения многим другим и повлек за собой ущерб общественной и частной собственности», – говорится в обвинительном заключении. В нем подчеркивается, что первый взрыв устроил старший из двух братьев Тамерлан, названный «бомбистом № 1». В документе есть ссылка на видеозапись камер наблюдения ресторана «Форум», показывающих, как обвиняемый во всеобщей суматохе остается на месте, проверяет свой телефон, кажется, даже делает на него фотографии, что-то говорит, прежде чем удалиться от места последующего взрыва.

Любопытным моментом в предъявленных обвинениях являются показания водителя, чьим «Мерседесом» в ночь с четверга на пятницу завладели братья, уходя от полицейской погони. Угрожая молодому человеку оружием, один из братьев якобы заявил: «Ты слышал про бостонские взрывы? Так это я сделал!» Кстати, уже выяснилось, что огнестрельное оружие, имевшееся у братьев-разбойников, оказалось нигде незарегистрированным. Усевшись в чужую машину, террористы направились в магазин – скриншоты, сделанные с записи видеокамеры супермаркета и обнародованные бостонской полицией, вчера было распространено в СМИ. На них видно, как Царнаевы заходят в магазин, чтобы купить энергетические напитки, шоколадные батончики и чипсы и расплачиваются карточкой, украденной у владельца автомобиля. Тому тем временем удалось бежать. «Я был уверен в том, что они убьют меня, – заявил впоследствии заложник. – Однако Тамерлан сказал мне, что не будет этого делать только потому, что я – китаец. По его словам, если бы я был американцем, он бы давно меня застрелил».

ФБР также сообщает, что провело обыск в комнате Царнаева-младшего в студгородке университета Массачусетс-Дартмут и обнаружило там две бомбы, остатки ингредиентов для их изготовления, белую бейсбольную кепку и темную куртку, которые похожи на то, что носили на себе подозреваемые. Агент Генк, кроме того, утверждает, что на специальном оборудовании он сравнил фотографии с водительских удостоверений Джохара и Тамерлана с изображениями видеокамер и пришел к выводу об их идентичности.

В случае признания Царнаева виновным федеральным судом ему могут назначить самые строгие наказания, такие, как пожизненное заключение в тюрьме или даже смертную казнь, а также до 250 тыс. долларов штрафа. Раздававшиеся ранее в США призывы объявить Царнаева «участником боевых действий» и судить по упрощенной процедуре на основании федерального антитеррористического закона в конце концов были министерством юстиции отвергнуты. Судить его будут как гражданского преступника с соблюдением всех норм и процедур, положенных для американского гражданина. Первым шагом в этом направлении и стало предъявление предварительного обвинения. Поскольку подозреваемый находится в госпитале с тяжелыми ранениями, судебное заседание прошло прямо у него в палате. В нем участвовали мировой судья Марианна Боулер, два представителя прокуратуры и три представителя Бюро общественных защитников, в том числе Уильям Фик, который назначен представлять интересы Джохара Царнаева. Из-за ранения в горло подозреваемый пока не говорит. В знак согласия он кивал головой.

Врачи и суд установили, что он в сознании и здравом рассудке. Ему напомнили так называемое «правило Миранды», то есть право не отвечать на вопросы, ответы на которые могут быть потом использованы против него в суде, и пользоваться услугами адвоката на всех этапах следствия и суда. Царнаев подтвердил, что понимает суть предъявленных ему обвинений и возможную меру ответственности. После чего из-под охраны сотрудников ФБР он перешел на попечение службы судебных приставов.

Следующее судебное заседание федерального суда Бостона по делу № 13–2106 назначено на 30 мая. Правда, участие в нем самого главного действующего лица остается под вопросом.

"