Posted 24 апреля 2013,, 20:00

Published 24 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

На тарифном перепутье

На тарифном перепутье

24 апреля 2013, 20:00
Вчера в Госдуму был внесен проект закона, цель которого – изменить методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автодорогам. В основу положен принцип проектного финансирования, по которому размер платы рассчитывается в зависимости от инвестиционных затрат на создание трассы и расходов на ее экспл
Сюжет
Деньги

Законопроект, о котором идет речь, был разработан Минтрансом и одобрен правительством на заседании 11 апреля. Появился же он по инициативе инвесторов, вкладывающихся в строительство платных дорог, – их не устраивало то, что они были законодательно ограничены в повышении верхней планки тарифов за проезд. Предприниматели утверждают, что в итоге они несут существенные расходы и вынуждены не всегда соблюдать действующий закон. Приведем пример. В соответствии с подписанными концессионными соглашениями о строительстве и финансировании нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги

М-1 «Беларусь» Москва – Минск и скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км, средневзвешенный размер платы за проезд легковых машин составляет ныне 6,8 руб. за 1 км. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает, что проезд по платным дорогам, проходящим в местах исторического расселения, то есть там, где дорога проходит по населенным пунктам, должен стоить не более 1,5 руб. за 1 км. В новом законе по этому поводу сказано, что столь низкая плата в случае применения для дорог, созданных в соответствии с концессионным соглашением, «не обеспечит уровень доходов, который позволит инвестору возместить потраченные средства».

Власти еще не разобрались, кто должен платить за качественные дороги – автолюбители или бюджет, – при этом по стране вовсю возводятся новые трассы. Недавно стали известны подробности проекта строительства скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург протяженностью 138,8 км. Общая стоимость проекта составляет 89,15 млрд. руб. Госкомпания «Автодор», занимающаяся строительством данной трассы, сообщила, что проезд на отдельных участках будет платным.

Пока тариф установлен относительно щадящий – для легковых автомобилей он должен колебаться в пределах 1,75–2,60 руб. за один километр. Тем не менее инвесторы уже утверждают, что такая плата не позволяет окупить затраты на строительство. В итоге правительством был сделан вывод о целесообразности «разграничения максимальных размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам, созданным в соответствии с концессионным соглашением», а проще говоря, о ее повышении в интересах инвесторов.

Эксперты полагают, что любой выход из данной ситуации будет неудачным. «Если тарифы останутся в нынешних пределах, то подрядчики начнут экономить и возникнет прежняя проблема с качеством дороги», – сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Вместе с тем, по оценке эксперта, повышение платы за проезд еще не гарантирует того, что качество автострады улучшится. Как пример аналитик привел трассу Москва – Дон, имеющую платный участок в районе Воронежа. Именно на этом участке регулярно возникают проблемы: накапливаются очереди у ворот и на бензозаправках, грузовым машинам невозможно развернуться на узкой дороге, нет надлежащей инфраструктуры.

По словам экспертов, автолюбители готовы платить деньги, если при этом качество движения по дорогам повысится. Однако гарантии того, что повышение оплаты проезда приведет к улучшению состояния трасс, в законопроекте пока не прослеживаются.

"