Posted 25 апреля 2007,, 12:21

Published 25 апреля 2007,, 12:21

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

В Москве прошел фестиваль короткометражного кино

25 апреля 2007, 12:21
В Москве прошел фестиваль короткометражного кино

Короткометражная лента – не дайджест полнометражной, а особый жанр, лучшие образцы которого основаны на одной блестящей идее. Короткий метр напоминает: время не ждет. Чем больше информации в единицу времени влетает в глаза и уши – тем лучше. В нашем ускоряющемся мире это особенно актуально. Такой вывод можно было сделать, посетив прошедший в Москве фестиваль короткого метра FutureShorts.

Фестивали FutureShorts регулярно проводятся в 16 странах мира, а еще в десятках стран время от времени стартуют пробные акции. Чем энергичнее развивается страна, тем больше интерес к короткому фильму, будь то игровой, анимационный или документальный.

Единственным критерием отбора картин для показа, по словам организаторов этой системы фестивалей, является цельность авторской идеи, четкость воплощения художественного замысла и уровень киноязыка. Новый импульс короткому метру придали цифровые технологии, благодаря которым короткометражки закрепились в сознании зрителей Европы как экспериментальное поле, на котором проверяются открытия в области кино.

Программа этого года состояла из десяти игровых и анимационных фильмов продолжительностью от одной до двадцати минут, и начиналась рисованной лентой Йонаса Оделла «Не так, как в первый раз» (Швеция). Это три истории потери невинности, основанные на интервью, которые режиссер взял у трех молодых людей.

Воспроизведи режиссер эти сюжеты в игровом ключе, с актерами получилась бы тривиальная порнография. Однако лишенная физиологических подробностей графика придает им тот вид и то эмоциональное звучание, которое они сохраняют в памяти. Получилось тонко, иронично и совсем не пошло, так что картина не зря собрала множество призов по всему миру.

Близкий по сути прием использован в минутном фильме режиссера по кличке Pes «Секс на крыше». Как гласит не менее лаконичная аннотация, «влюбленной паре наскучили любовные утехи в домашней обстановке. Они предаются безудержной страсти на крыше своего дома.

Картина не запрещена к показу только потому, что главные герои этого эротического фильма – кресла». Волею автора лента находится в свободном доступе в Интернете, поскольку Pes разделяет лозунг «искусство принадлежит народу» и не считает себя собственником своего произведения.

«Собачья жизнь» Джона Гардена (США) – научно-фантастический фотороман, форма которого навеяна известным фильмом Маркера Le Jettee, а содержание –«Собачьим миром» Якопетти и «Собачьим сердцем» Булгакова.

Научный прогресс привел к тому, что теперь не нужно ни колдовских чар, ни хирургических операций – чтобы превратиться в собаку, достаточно принять сыворотку, под воздействием которой человеческие гены на время мутируют в собачьи. Это оказывается столь захватывающим приключением, что все большее число людей начинает по ночам вести вольную собачью жизнь. Власть бьет тревогу и вынуждает изобретателя сыворотки придумать стабилизатор, препятствующий генным изменениям, что приводит к непредсказуемым последствиям.

Еще одна американская лента – «Сказания об обыденности» Льва Йилмаца – снята под влиянием фильмов Вуди Аллена и выражает мысли типичного городского невротика, который вечно пытается найти золотую середину меж двух стульев: не показаться ни чересчур нахальным, ни чересчур застенчивым, ни слишком богатым, ни слишком бедным, ни чрезмерно сильным, ни чрезмерно слабым. Изящные рисунки и ироничный закадровый голос – словно тенор, набравший в грудь воздуха, выпевает бесконечную ноту.

А вот предельно короткий «Счастливчик» Нэша Эджертона (Австралия), напоминающий страшный сон: герой обнаруживает себя связанным в багажнике машины, которая со страшной скоростью мчится без водителя по пустынной трассе неизвестно куда. Он с трудом выбирается из багажника, вылезает на крышу, перебирается на капот, выбивает переднее стекло, садится за руль, тормозит, облегченно вздыхает, и в этот момент гремит взрыв. Снято все это так мастерски, что дух захватывает. Но мораль – противоположная той, что присутствует в басне про двух лягушек в горшке со сливками – весьма сомнительна: стоит ли справляться с одной бедой, чтобы попасть в другую?

В целом третий фестиваль FutureShorts показал, что в России у короткометражного кино есть своя аудитория, на 99% состоящая из молодежи, хотя, по идее, экономия времени должна бы больше интересовать тех, кому меньше осталось. Но так уж заведено, что короткий метр снимают в основном начинающие режиссеры, чьи произведения интересны главным образом их сверстникам.



Виктор Матизен, «Новые Известия»

"