Рус
Eng
Треть работников, перешедших на «удаленку», соскучились по офисам

Треть работников, перешедших на «удаленку», соскучились по офисам

25 марта , 08:02ОбществоPhoto: psyhologytoday.ru
Свыше 30% россиян признались, что испытывают дискомфорт при работе из дома. Более половины жалуются на работодателей, которые отказали им в компенсации покупки офисной техники.

Об этом говорится в опросе HeadHunter, результаты которого приводят «Известия». Согласно исследованию, 31% респондентов, вынужденных перейти на удаленную работу, признались, что занятость на дому им не по душе, и они хотели бы вернуться в офис. Дискомфорт вызван неподходящей домашней мебелью, сказали 44% опрошенных. 31% пожаловались на недостаточно мощный компьютер, а 23% - на низкую скорость интернета. 8% респондентов испытывают сложности из-за нестабильной мобильной связи.

Большинство опрошенных – 80% - исполняют рекомендации руководства и остаются дома. Но 20%, несмотря на угрозу распространения коронавируса, продолжают посещать офисы. Для 65% это обусловлено характером рабочих обязанностей, требующем личного присутствия на работе, а 34% рассказали, что просто не могут трудиться в нерабочей домашней обстановке. Для 28% оказалось слишком сложным переключиться на работу при отвлекающих факторах в квартире.

Отметим, что согласно Трудовому кодексу, руководство обязано организовать сотруднику рабочее место. В случае, когда компания вынужденно переходит на формат удаленной работы, руководители должны понимать, что издержки, связанные с такими обстоятельствами, лягут на их плечи. Однако далеко не каждый руководитель согласится приобрести нужную мебель своим сотрудникам, чтобы окружить их привычной атмосферой – на этот шаг решились пойти, согласно исследованию, только 2% работодателей. 54% опрошенных заявили, что руководство отказалось компенсировать их затраты на необходимую технику для работы из дома. И лишь 11% глав организаций выразили готовность оплачивать работникам интернет и мобильную связь.

О переводе сотрудников на удаленную работу в связи с опасностью распространения коронавируса просил предприятия мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, «было бы неплохо» отправить на «удаленку» до 30% всех офисных работников. Перед этим президент России Владимир Путин попросил работодателей найти возможность предоставления сотрудникам: у кого есть дети дошкольного возраста, дистанционный или гибкий график работы в связи с ситуацией по коронавирусу.

Отметим, что рассматривался вопрос о внесении в Трудовой кодекс комбинации удаленной работы и работы в офисе. Это означает, что в России не появится новый вид занятости. «Временная удаленная работа» - это не законодательная новинка, а адаптация уже существующих видов занятости, рассказал глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Наконец, всем перешедшим на домашний режим советует прочитать добрые советы от Ильи Молтянинова, руководителя направлений мобильных продуктов hh.ru:

Я не буду описывать здесь необходимость очевидного инструментария для удаленной работы:

  • выделенного ноутбука с хорошей гарнитурой (микрофоном и наушниками);
  • доступности всей необходимой для работы инфраструктуры (специальных программ);
  • наличие групповых чатов для общения.

Всё это важно и должно быть настроено. Также подразумевается, что у команды налажены процессы — она синхронизировано работает на ежедневной основе, у нее есть культура коммуникации. Это тоже необходимая база для того, чтобы дистанционная работа была успешной.

Но проблемной зоной могут стать не только инструменты, но и привычки взаимодействия. Дело в том, что при переходе на дистанционный режим работы эти привычки могут сильно измениться по сравнению с теми, которые были во время работы в офисе.

Личная производительность и здоровье

Одна из главных проблем перехода из работы в офисе на домашний режим работы — трудно настроиться на работу. Вы и ваша семья привыкли, что дома вы отдыхаете. Поэтому:

  • оборудуйте дома выделенное рабочее место — это ваш переключатель «контекста», знак себе и близким, что вы в данный момент «на работе»;
  • наушники с шумоподавлением — ваши друзья в сложных аудио-условиях;
  • соблюдайте график (приемы еды, физическая активность, прогулки).

Хорошо помогает поставить себе слоты недоступности прямо в календарь.

Также помогает техника pomodoro: когда ставится таймер на 25 минут на рабочий блок, на 5 минут перерыва, и через каждые четыре блока делается перерыв подлиннее — на 15 минут. Конкретную продолжительность блоков работы и отдыха, конечно, можно подстроить под себя.

Согласуйте свой график с теми, с кем вы живете, чтобы в рабочие часы вас не беспокоили. Иначе это грозит постоянным внеплановыми перескоками с рабочих вопросов на домашние. Но на подстройку уйдет какое-то время, будьте к этому готовы, спокойно возвращайте себя и ваших близких к соблюдению договоренностей.

Еще переключению себя с режима отдыха на рабочий режим помогают разные ритуалы. Например, переодеться в «рабочую» одежду и снять ее по окончании рабочего дня. Или выйти на прогулку на 10-15 минут, вернувшись — заняться рабочими вопросами.

Групповая производительность

Если вы привыкли решать рабочие вопросы на очных встречах и совещаниях или общаясь с коллегами, которые сидят в полуметре от вас, то теперь придется перестроиться. Есть простые правила.

1. Включайте видеокамеру во время созвонов. Даже групповых. Визуальный контакт так же важен, как аудиальный. Это позволяет передать гораздо больше информации и лучше сконцентрироваться.

2. Если не получается в переписке решить вопрос за 10 минут (30-50 сообщений), лучше договориться о созвоне.

3. Фиксируйте результаты устных договоренности в переписке.

4. Договоритесь о времени регулярных совместных онлайн-встреч команды. Ко времени встречи, обычно необходимому для решения рабочих вопросов, добавьте сверху 5-10 минут, чтобы люди обменялись приветствиями и личными новостями. Важно сохранить живое общение — это поможет всем по-прежнему чувствовать себя частью команды.

5. Если вы до сих пор не пользовались онлайн-календарями, теперь самое время начать это делать: назначайте там друг другу встречи и не забывайте появляться на них вовремя. Сделайте личные календари доступными для коллег. Тогда, назначая онлайн-встречи, можно будет сразу выбирать время, удобное всем, ориентируясь на слоты в календарях.

6. Во время встреч не перебивайте коллег, давайте другим возможность высказать точку зрения. Хорошо, если на групповой встрече кто-то может взять на себя роль фасилитатора.

Технические моменты

Да, я обещал не останавливаться на очевидном инструментарии, поэтому здесь очень кратко:

  • убедитесь в наличии качественных микрофона и наушников. Встроенные микрофоны не всегда хорошо работают во время созвонов;
  • заранее (еще до полного перехода на «удаленку») убедитесь в доступности всех необходимых вам удаленных ресурсов — например, что удаленный доступ к сетевым папкам настроен правильно и работает;
  • проверьте качество интернет-связи дома.

Советы для руководителей (тимлидов, продакт-менеджеров)

При долгом режиме «удаленки» обязательно проводите периодически с каждым членом команды созвоны один на один. Это инструмент для измерения «температуры» и реагирования на состояние команды.

Если переход на дистанционную работу затянется больше чем на месяц, то понадобится инструмент кросс-командной синхронизации. Например, Q&A-сессия (ответы на накопившиеся вопросы) с тем, кто может показать картинку компании шире: CEO, CTO, CPO и так далее (как бывает при подведении итогов квартала, только чуть чаще и с возможностью интерактива).

Иногда, чтобы онлайн-встреча прошла продуктивнее, надо сделать какой-то общий визуал. Что тут может помочь:

  • используйте функцию показа экрана (screen sharing). Так можно показать и дизайн, и просто на набираемый текст. В Slack есть рисование на экране — удобно использовать, чтобы обратить внимание на конкретный обсуждаемый блок;
  • инструменты по типу Miro (но на их освоение может уйти какое-то время и не факт, что будет быстрый старт и помощь);
  • самый простой вариант для быстрого обсуждения — набросать блок-схему от руки на листочке, сфотографировать и прислать в чат. Как минимум, это будет опорная точка для выработки решения.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter