Posted 24 марта 2004,, 21:00

Published 24 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Разберем все по кирпичику

Разберем все по кирпичику

24 марта 2004, 21:00
В течение всего нескольких дней в трех российских городах произошли события, разыгранные будто по одному сценарию. Московская патриархия, претендуя на роль духовного монополиста, при поддержке местных властей и «религиозных активистов» препятствует возведению храмов других конфессий, имеющих такие же, как она, права на

«Индуистский Ватикан»

Вчера в Центральном доме журналиста прошла пресс-конференция «Индуизм в Москве: быть или не быть?». Поводом стал митинг, проведенный 21 марта на Пушкинской площади членами Союза православных граждан, Совета православных молодежных организаций и общества «Радонеж». Их негодование вызвало возведение в столице на историческом месте, Ходынке, храма «непонятной тоталитарной секты», размерами превосходящего храм Христа Спасителя – «индуистского Ватикана». В связи с этим глава российских кришнаитов Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев) вчера сообщил: «Слухи о размерах храма не более чем слухи. Проект еще не утвержден. Да и в Москве попросту нет такого количества прихожан. Строительство предусмотрено вовсе не на Ходынском поле, а в нескольких километрах от него...».

Началось противостояние кришнаитов и православных граждан с того, что в 1990 г. московские вайшнавы получили под храм аварийное двухэтажное здание на Хорошевке. Два года назад здание было решено снести. Пока кришнаиты ходили по инстанциям, прося выделить им в столице место под новый храм, вокруг старого начались строительные работы. Наконец 20 января мэр подписал распоряжение о выделении кришнаитам земли на Ленинградском проспекте. А 21 марта на «Пушку», место сбора диссидентов в советские времена, вышли православные...

Скандал приобретает теперь не городское, а международное значение. В России живут более 10 тыс. индийских бизнесменов и 2 тыс. студентов. Для них религия и культура – единое целое. Строительство на русской земле духовной святыни – символ успешного сотрудничества между странами. Интересы вайшнавов лоббирует премьер-министр Ваджпаи, намеревавшийся принять участие в закладке первого камня в фундамент храма во время визита в Москву в ноябре. Но тогда разрешение на строительство еще не было получено. Теперь церемонию проведут посредством телемоста. Кришнаиты при всем своем беспокойстве уверенности в том, что храм удастся построить, не теряют: «Если протестующие начнут разбирать его по кирпичикам, как они обещают, мы будем собирать его по кирпичикам заново».

Известный историк-религиовед Борис Фаликов так прокомментировал ситуацию «Новым Известиям»: «Деятельность православных фундаменталистов – попытка возрождения того, что еще в 1870 г. было объявлено «ересью филитизма» – греховной приверженностью лишь своей поместной Церкви. Эти люди должны занять место внутри нее, вместо того чтобы митинговать на площадях. Но чтобы такое случилось, должно меняться общество».

На пресс-конференции вайшнавы заявили о своей готовности подать иск в прокуратуру. По их мнению, действия собравшихся на Пушкинской площади уголовно наказуемы. В свою очередь сотрудник отдела внешних церковных связей РПЦ священник Михаил Дудко напомнил вчера, что в одном из документов Архиерейского Собора Международное общество сознания Кришны было названо тоталитарной сектой. «Увы, – добавил отец Михаил, – есть все основания предполагать, что строительство затевается кришнаитами с целью привлечь новых сторонников».



«Крики муэдзина будут нам мешать»

На днях жители Московского района Калининграда обнаружили в почтовых ящиках анонимное воззвание против строительства в городе мечети. «Поскольку наше население в подавляющем большинстве православное, – говорится в письме, – недопустимо строительство мусульманского молитвенного здания в центре города. Да и размерами оно должно быть пропорционально тому небольшому количеству религиозных (именно религиозных!) мусульман, которые здесь проживают». Авторы письма далее напоминают о событиях в Буйнакске и Волгодонске, делая более чем прозрачные намеки: «Для молитвы ли нужна этим людям мечеть?» А в конце прокламации призыв: «Соберемся с силами и уже не попросим, а потребуем не допустить зло в наш город!».

Мэр Калининграда Юрий Савенко возмущен воззванием: «Если сумеют найти тех, кто его написал, – заявил корреспонденту «НИ» Юрий Алексеевич, – я сделаю все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности за разжигание национальной розни».

Между тем борьба калининградских мусульман (их около 25 тысяч человек) за реализацию своего конституционного права длится десять лет. Сначала власти предложили верующим участок на улице Богдана Хмельницкого, но о своих правах на эту землю тотчас заявили администрация и РУВД Московского района: мы-де планируем расшириться. Возник новый вариант, на берегу Летнего озера в Балтийском районе, – возразила тамошняя администрация: мечеть с минаретом не впишутся в место отдыха горожан. Под разными предлогами отпали один за другим кусок болотистой местности в окрестностях улицы Киевской, пустырь в поселке имени Александра Космодемьянского, участок на проспекте Мира – в последнем случае был даже выполнен проект, но восстали местные жители: рядом школа, крики муэдзина будут мешать нашим детям учиться...

Спустя 10 лет вернулись к тому, с чего начали, – к участку по соседству со зданием администрации Московского района. По словам председателя городской организации мусульман Хакима Биктеева, они по второму разу собрали все документы, губернатор области Владимир Егоров 29 декабря 2003 г. издал соответствующее постановление... и снова поднялась общественность. За ее широкой спиной, как мы выяснили, во всех случаях стояла Калининградская епархия Русской Православной Церкви. Вот что заявил депутатам горсовета на последнем заседании епископ Балтийский Серафим (Мелконян): «То, что мусульмане планируют построить, – это не только мечеть, а еще и духовный центр. Нет, мы не притесняем мусульман. И не возражаем против строительства скромной мечети. Но только где-нибудь на окраине города. И размеры ее должны быть пропорциональны количеству верующих в Аллаха».

Одновременно владыка Серафим обратился в мэрию с просьбой разрешить провести общественную акцию по установке поклонного креста на месте предполагаемого строительства мечети, поскольку там якобы когда-то был монастырь и в земле покоятся останки православных христиан. Старожилов это обращение сильно удивило: они твердо помнят, что на этом месте находилась лютеранская кирха, взорванная в 1972 г...

Юристы и религиоведы области убеждены: позиция, занятая церковными и светскими властям, может привести к возникновению радикальных общин, не подконтрольных духовной власти муфтиев.



«Католики с пожарными не посоветовались»

«Новые Известия» уже писали об истории, наделавшей шума не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве: строительство католического монастыря в Нижнем обсуждалось в конце февраля на встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго с кардиналом Вальтером Каспером. РПЦ обвинила Ватикан в прозелитизме, после чего братья-католики поклялись: монастыря на Волге не будет, а лишь общежитие католического прихода.

Ситуация обещала разрешиться мирно, однако сегодня под вопросом не только возможность открытия общежития, но и существование здания, почти достроенного. На имя настоятеля нижегородского римско-католического прихода отца Марио Беверати вскоре после встречи Алексия II с Каспером пришло официальное письмо от муниципальных властей с извещением, что «эскизный проект общежития для сестер католического прихода входит в противоречие с целевым назначением данного земельного участка». Кроме того, у католиков нет необходимых согласований ни с пожарными, ни с санэпидемнадзором, ни с другими контролирующими организациями. Из всего этого следует грозное предписание ГлавУАГа: «Произвести демонтаж самовольно возведенного строения».

Мэр Вадим Булавинов по просьбе «НИ» прокомментировал ситуацию: «Я был в ряде зарубежных стран и не замечал там огромного желания давать разрешение на строительство православных храмов. Даже в Италии пришлось строить нашу церковь на территории посольства, то есть фактически на русской земле... Почему же мы должны вести себя по-другому? Я думаю, движение должно быть двусторонним и наш ответ адекватным!».

При встрече с корреспондентом «НИ» отец Марио невесело пошутил, что у него на столе теперь лежат рядом Библия и Конституция России, в которой статью «О свободе совести» вроде бы никто не отменял...

Грустным был у нас разговор с Эльвирой Никифоровой, матерью одной из молодых прихожанок отца Марио. «Неужели три монахини-кармелитки, собиравшиеся приехать к нам, чтобы молиться иконе Божьей Матери Умиления, которую любил сам батюшка Серафим Саровский, могут чем-то православным людям повредить? Это искушение дьявола – натравливать одних христиан на других, и РПЦ – не партком, чтобы оказывать давление на местные власти. Моя дочь, приняв католичество, тотчас оказалась в опале у православных христиан. Для вас это «горячая новость», но о том, что происходит в Нижнем, давно знает вся Европа. Это очень похоже на Варфоломеевскую ночь и крестовые походы...».




А Кузьма Кузьмич против
Организаторов антикришнаитского митинга могут привлечь к ответственности
«Снести монастырь к чертовой матери»

"