Posted 24 января 2008,, 21:00

Published 24 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Капкан у обочины-2

Капкан у обочины-2

24 января 2008, 21:00
Обильные снегопады, обрушившиеся на этой неделе на Москву и другие регионы страны, показали, как четко может при желании работать служба эвакуации. В среднем за одни сутки столичные эвакуаторы перемещали с места на место около 730 автомобилей, помогая службам ЖКХ очищать улицы от сугробов.

Жаль только, что до сих пор эта служба не научилась вывозить автомобили на спецстоянку без возмущений со стороны хозяев машин. Водители постоянно жалуются на вымогательство у них денег, на незаконную эвакуацию их авто и на многочисленные факты продажи мест в очередях у пунктов оформления разрешений на выдачу машин. Чтобы покончить с рэкетом в системе эвакуации автомобилей, «НИ» начинают новую акцию. Мы просим всех пострадавших от нечестных на руку инспекторов ДПС и эвакуаторщиков обращаться в редакцию.

С формальной точки зрения служба эвакуации в России уже пять месяцев работает по закону. Из Кодекса об административных правонарушениях РФ было удалено примечание к статье 12.19, которое запрещало эвакуацию автомобилей. «А в статье 27.13 КоАП теперь сказано, что те машины, которые создают преграды для свободного движения других автомобилей, перемещать можно, – сообщил «Новым Известиям» известный адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Однако вымогательство и беззаконие не исчезло». Коррупция особенно сильно процветает в Москве, где водители, несмотря на то, что власти сделали саму эвакуацию бесплатной, порой тратят на возвращение машины многие тысячи рублей.

Хватают всех

В столице эвакуацией машин занимается Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС), созданная в ноябре 2005 года. В ее автопарке – 100 эвакуаторов. «Инспектор ДПС принимает решение о вывозе автомобиля на спецстоянку и вызывает для этого водителя эвакуатора», – пояснил «НИ» руководитель ГСПТС Москвы Сергей Лукьянов. С этого момента и начинаются тяжелые мытарства автовладельцев. Много претензий возникает к инспекторам ДПС, которые решают эвакуировать вполне законно стоящие, по мнению горожан, машины. «Я оставил свое авто у торгового центра, – рассказывает москвич Саид Бицоев. – Знаков, запрещающих парковку, около здания не было. Когда я вышел из центра, машины и след простыл. Позже я узнал, что ее эвакуировали».

Бывали и случаи, когда инспекторы путали знаки. «Есть около моего дома улица Брянская, – поделился с «НИ» телевизионный дизайнер Дмитрий Воронцов. – На ней установлены знаки, которые запрещают парковаться. С левой стороны нельзя останавливаться по нечетным дням, а справа – по четным. В результате я каждый день переставляю свою машину, чтобы не нарушить закон. Но автомобиль все равно эвакуировали, причем в этот момент он стоял на «правильной» стороне».

Страдают и посетители привокзальных площадей, на которых стоянка официально не запрещена. «Несколько недель назад мы с беременной дочерью поставили машину у Киевского вокзала, – рассказала «НИ» жительница Подмосковья Татьяна Строгова. – С нами ехал месячный ребенок. Спустились в метро на пять минут, поднимаемся – а машины нет. Весь ряд, где мы припарковались – 10–15 автомобилей, – был эвакуирован на штрафстоянку. И что в итоге? Мне с месячным ребенком и беременной дочерью пришлось объездить пол-Москвы, чтобы забрать машину».

«Автомобили эвакуируют даже ночью, когда они уж никак не могут мешать дорожному движению», – добавляет «НИ» Виктор Травин.

Лови момент

По закону, если водитель успел подойти к эвакуируемому автомобилю, то его машину обязаны оставить и выписать штраф. При этом команду на снятие машины должен дать инспектор ДПС. Однако даже глава ГСПТС Сергей Лукьянов признает, что порой возникали инциденты, связанные с невыдачей авто. «Было несколько случаев, когда наш водитель уезжал, в то время как автоинспектор «искал ручку», чтобы выписать штраф, – говорит Сергей Лукьянов. – И автомобилист так и не получал машины. Бывает, что один и тот же инспектор работает с шестью-семью эвакуаторами, и пока он стоит рядом с одним из них, остальные могут уехать». Тут, выходит, недоглядели оба – и водитель эвакуатора, и инспектор ДПС.

«Я вышел из здания на улице Восстания, а мою машину уже погружали, – рассказал «НИ» шоумен Евгений Абузяров. – На мой возглас: «Владелец здесь! Почему машину увозите?!» реакции не последовало. Автомобиль отдали лишь после того, как я представился журналистом и сказал, что пишу о таких нарушениях».

Часто сталкиваются водители и с вымогательством. В одном из популярных автомобильных интернет-сообществ «НИ» рассказали, что им иногда отдают машину только за 500 рублей. А бизнесмены признавались «НИ» на условиях анонимности, что систематически дают эвакуаторщикам и милиционерам деньги за то, чтобы их машину сняли с эвакуатора. В свою очередь, к «кормушке» пристраиваются и таксисты. Хорошо зная маршруты эвакуаторов, они подъезжают к автовладельцам и запугивают их, объясняя, что теперь им придется объездить полгорода в поисках утраченного авто. Автолюбители рассказывали «НИ», что за свои услуги таксисты просят минимум 1500 рублей, но цена может дойти до четырех-пяти тысяч. В действительности же добраться до спецстоянок можно и на общественном транспорте.

Татьяна Строгова оставила свою машину на несколько минут у вокзала, и после этого с ребенком на руках была вынуждена несколько часов мотаться по Москве, пройдя весь круг унижений и издевательств.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Два круга ада

Больше всего денег автовладельцам приходится тратить в двух местах – пункте выдачи разрешения на получение автомобиля и на штрафстоянке. Пунктом выдачи разрешений заведует ГИБДД. Если решение об эвакуации принял отдельный батальон ДПС, то водители едут в Печатники, на улицу Новобатюнинскую, 14. Если же решение приняла рота парковки ДПС, то на улицу Дурова, 18. Максимальное количество жалоб водителей связано с пунктом в Печатниках. В злополучном месте побывал корреспондент «НИ». Из четырех окошек работало два. По рассказам самих автомобилистов, здесь ежедневно собирается до ста человек, а в выходные бывает и того больше – по три-четыре сотни. Водители нервно осматривались по сторонам, боялись пропустить свою очередь. У окошка один человек стоит в среднем минут по 10–15. Особо находчивые мошенники уже научились извлекать из таких очередей прибыль. Предприимчивые москвичи занимают место в очереди, а затем его продают. «Мы уже разогнали несколько дельцов», – говорит Сергей Лукьянов, добавляя, что постоянно следить за этим невозможно.

«К сотрудникам ГИБДД регулярно заходят неизвестные люди, выносят какие-то документы и передают водителям, – сообщил «НИ» автовладелец Николай Кулешов (фамилия изменена. – «НИ»). – Говорят, что это стоит порядка четырех тысяч рублей».

«У меня машину эвакуировали от торгового центра «Европейский» у Киевского вокзала поздно вечером 14 января, когда я с девушкой был в кино, – рассказывает Александр Удалин. – Пришлось на такси среди ночи за тысячу рублей ехать на Новобатюнинскую. А там – очередь до утра. Какие-то деятели пообещали вынести справку за 10 минут, если заплачу 3 тысячи. Я согласился и справку действительно вынесли. Еще тысячу плачу таксисту, чтобы добраться уже до штрафстоянки на Рябиновой. А там грозная дама заявляет, что машину не отдаст, потому что у меня простая доверенность, а не генеральная. Плачу последние две тысячи, объяснив, что денег больше нет, и мне наконец возвращают мою двадцатилетнюю «Вольво». Так вот на ровном месте с меня за пару часов вытрясли семь тысяч рублей».

Правозащитники подтверждают слова Александра. «Для получения разрешения на вывоз машины стоят обычно две очереди – официальная и «черная», – пояснил «НИ» Виктор Травин. – За две-четыре тысячи рублей предлагают быстро оформить документы». «Еще одно нарушение, которым частенько грешат сотрудники ГИБДД – это оплата штрафа, – добавляет «НИ» Леонид Ольшанский. – По закону штраф должен быть выплачен в течение 30 суток. Однако хитрые гаишники не дают разрешение на вывоз машины до того, как квитанция не будет оплачена. Это тоже неправомерно».

Второй «круг ада» – это поездка и очередь на штрафстоянках. Корреспонденты «НИ» побывали на спецстоянке на Рябиновой улице. В минувшую среду в семь часов вечера у окошка собралась небольшая очередь, которая двигалась быстрее, чем в Печатниках. Однако в течение 15 минут из ворот стоянки почему-то не выехала ни одна машина. Прямо на глазах журналиста «НИ» к штрафной площадке подъехал на такси мужчина, который предложил охраннику кучу денег. Но тот, к удивлению, был непоколебим и неподкупен. Ожидающие водители не без злорадства объяснили мужчине, что ему нужно сперва помучаться в Печатниках.

Больше всего водители недовольны тем, что на штрафстоянках не выдают машины по рукописной доверенности. «Но ведь инспекторы ДПС принимают такие документы!» – возмущаются москвичи. На это руководство ГСПТС Москвы отвечает, что рукописные документы не защищены от подделки. «Человек, который выдает машину, несет ответственность за то, что он выдал ее тому, кому она принадлежит, – сообщил «НИ» Сергей Лукьянов. – Поэтому мы требуем, чтобы доверенность была нотариально заверена. Ведь если документ окажется поддельным, то кто будет возмещать убытки?» Правда, сотрудники господина Лукьянова, как показывает опыт, научились и этот повод использовать в свою пользу.

Вместе против коррупции

Правозащитники не устают повторять, что коррупция в системе эвакуации должна быть искоренена. Тем временем глава Городской службы перемещения транспортных средств Москвы клянется, что они тщательно следят за своими сотрудниками. «Каждая машина оборудована системой навигации, – заверил «НИ» Сергей Лукьянов. – В диспетчерском центре ежеминутно показывается, где находится эвакуатор. За отклонение от маршрута или долгую остановку водитель должен отчитаться. Также наша служба безопасности проводит рейды по маршрутам эвакуаторов и снимает на скрытую камеру».

На все жалобы автовладельцев Лукьянов задает один вопрос: кто у вас требовал денег – инспектор ДПС или водитель и техник эвакуатора? «У нас за два года не было ни одной жалобы от автолюбителя на то, что водитель эвакуатора или техник вымогали деньги, – добавляет Сергей Лукьянов. – Я всегда обращался с просьбой: если наши сотрудники что-то делают не так – звоните сразу диспетчерам. Номер телефона написан на борту каждого эвакуатора». В свою очередь, правозащитники и водители на заверения о безгрешности эвакуаторщиков лишь усмехаются.

Судя по заявлению первого вице-премьера России Дмитрия Медведева, скоро в стране борьба с коррупцией будет возведена в ранг национального проекта. Чтобы помочь в борьбе со взяточничеством и беззаконием, «Новые Известия» начинают новую акцию. Мы призываем автомобилистов рассказывать нам о конкретных случаях вымогательств со стороны инспекторов ДПС и эвакуаторщиков. Каждую неделю на страницах «Новых Известий» и на сайте газеты будут публиковаться истории читателей, а также отчеты о ходе наших расследований.

Телефон: (495)783–06–36, добавочный 210,
е-mail: [email protected]

"