Posted 24 декабря 2019, 16:03
Published 24 декабря 2019, 16:03
Modified 7 марта, 15:21
Updated 7 марта, 15:21
Ирина Мишина
Москву теперь по праву можно считать самостоятельным градостроительным государством. Это следует из принятого перед новым годом Госдумой Закона № 789087-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" ( который внес Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству).
Интересная деталь: за этот законопроект депутаты Госдумы проголосовали во 2-м и 3-м чтении практически единогласно, за исключением Г. Хованской (Справедливая Россия), которая была против. Д.Парфенов (КПРФ) и П.Толстой во 2-м чтении за законопроект не голосовали, а 3-м чтении были «за».
Во 2-м чтении были внесены поправки московского депутата-единоросса Николая Гончара - к Закону РФ " О статусе столицы РФ" об особых условиях застройки в городе Москве. Они, в числе прочего, дают возможность мэрии Москвы по согласованию с Правительством РФ пересматривать Генплан столицы, выдавать разрешения на строительство без требования правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешать строительство на не сформированных земельных участках.
Но Закон № 789087-7 – это не просто про точечную застройку и уплотнение. Неожиданно он приобрел политический оттенок. Проблема в том, что этот закон противоречит сразу нескольким статьям Конституции и федеральному законодательству.
«НИ» поинтересовались мнениями юристов, политиков, горожан по поводу принятого закона.
Станислав Станкевич, адвокат Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», специалист по земельному праву:
«Этот закон означает, что застраивать будут всё, не утруждая себя особыми разрешениями. Проблема также в том, что принятый закон противоречит Конституции РФ, а также ст. 289, 290 и 36 Гражданского кодекса РФ и постановлению Конституционного суда от 1 декабря 2005 года. Это очень опасный прецедент. Он превращает Москву в отдельное государство с точки зрения градостроительной политики».
Елена Шувалова, депутат Мосгордумы:
«Это как последний день Помпеи. Строить теперь будет позволено везде – на особо охраняемых природных территориях, на придомовых территориях, вырубать для застройки парки и леса. Можно будет безнаказанно сносить исторические памятники и включать в программу реновации дома, жители которых против. Московское градостроительное законодательство фактически отделяется от российского. Идет страшный процесс. Собянин и Ликсутов, концентрируя капиталы, рабочие места и население в Москве, как будто освобождают пространство России. Вопрос: для кого и для чего?».
Свибловчанка: «Совершенно очевидно, что идет тотальный предел собственности на дорогую московскую землю. И ради этого они не остановятся ни перед чем. То, что у нас, по сути, уже нет ни прокурорской, ни судебной защиты, мы убеждаемся каждый день. А теперь можно ставить крест и на законодательстве, и на основополагающем в любом нормальном государстве праве частной собственности».
Мария: «Если эти поправки утвердят, жильё в Москве ничего не будет стоить. Смысл покупать то, что в любой момент могут снести?"
«НИ» обратились за разъяснениями в приемную председателя Комитета Госдумы по строительству и транспорту Евгения Москвичева. По словам его пресс-секретаря Анны Зайцевой, депутаты закончили работу еще 19 декабря и разъехались работать по регионам. Принятый закон был в числе последних. «Прокомментировать закон никто сейчас не сможет, поскольку депутаты заняты региональными делами», - пояснили в приемной председателя комитета.
Что ж, идея отличная: принять спорный закон – и тут же разъехаться, став невидимыми для журналистов и граждан, которые в недоумении пишут гневные посты в соцсетях и стоят в одиночных пикетах у здания Госдумы. Один из них – Николай Белов. В 2017 году вместе с соседями он начал борьбу за право их дома, расположенного по адресу ул. Осташковская - 17, отказаться от участия в программе реновации. В итоге дом из программы вышел, земельный участок под домом удалось приватизировать. Для этого жильцам потребовалось 2,5 года. После принятия закона, со слов Белова, все эти усилия и годы борьбы окажутся напрасными :«Все из-за депутата Николая Гончара, властей и строительного лобби. Поэтому и вышел на пикет – за уважение прав собственников, против сноса, против застройки», – заявляет Белов.
Тем, кто не имеет юридического образования, сложно разобраться в тонкостях закона. Дьявол кроется в деталях. Действительно, в этом законе сложно сразу разобрать, что скрывается за ссылками и вставками. Поясним: депутаты меняют Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 27.06.2019) «О статусе столицы Российской Федерации», внося в него перечисленные здесь обновления. В частности, среди поправок значится: в ст. 4 «дополнить словами «установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе Москве» (речь идет о том, что закон распространяется только на столицу). В той же ст. 4 в абзаце 13 и 14 рекомендуется после слов «в целях реализации программы реновации» дополнить закон словами «строительства, реконструкции объектов регионального значения». Или вот еще интересное дополнение в ст. 14-й : «дополнить абзацами 19-23 следующего содержания: «устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения генерального плана города Москвы, а также особенности порядка внесения изменений в генеральный план города Москвы и при необходимости определяют перечень необходимых для этих целей сведений, документов, материалов».
Что же все это значит?
«Этот закон позволяет на уровне Москвы менять не только Генплан столицы, но и правила землепользования. По закону о реновации московские власти смогут вводить свои подзаконные акты и решать вопрос застройки по своему усмотрению», - пояснил «НИ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», специалист по земельному праву Станислав Станкевич. – «По закону о реновации под особые правила застройки подпадали только дома, вошедшие в эту программу. Теперь попадают все объекты регионального значения. В их числе - особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории, объекты культурного наследия регионального значения, социальная инфраструктура, объекты здравоохранения, физкультуры и спорта, объекты жилищного строительства, то есть жилые дома. Что все это означает? Если вкратце, застраивать можно всё. К примеру, из принятого закона вытекает, что получить разрешение на строительство можно без формирования земельного участка. То есть стоит, к примеру, дом. У него есть двор - участок земли, который на кадастровом учете и по которому проведено межевание. Земля, на которой стоит многоквартирный дом и прилегающая к нему территория, - частная собственность собственников жилья. Однако, по новому закону застройщик может воткнуть новый дом на этой территории, находящейся у других людей в собственности. Постановка на кадастровый учет земельного участка для новостройки теперь не обязательна. Достаточно просто нарисовать схему участка, при этом «залезая» на участки земли, относящиеся к уже построенным домам».
Закон о реновации, исходя из новых законодательных актов Госдумы, также может претерпеть изменения. «Принятый Госдумой закон узаконил все уловки по поводу реновации. Хорошие, добротные, но малоэтажные или старой постройки дома, стоящие в элитном районе, странным образом подпадают под реновацию, тогда как аварийные дома с гнилыми балками, находящиеся в промзоне, никто не сносит. Все просто: застройщик ищет «лакомые места», где можно построить дорогое жилье. Я не удивлюсь, если сейчас под застройку массово пойдут Особо охраняемые природные территории, рядом с водоемами; попадут под снос объекты культурного и исторического наследия. Но самое страшное, что Москва начинает жить по своим законам, отличным от федерального законодательства. Это процесс в равной степени губительный и для Москвы, и для всей России», - заявила «НИ» депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
Главный парадокс принятого Закона в том, что он идет вразрез с Конституцией России. Так, в 76 ст. Конституции говорится, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон». Однако, новый закон предлагает московским стройкам работать по отдельным правилам.
«Принятый Госдумой Закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» идет вразрез не только с 76-й статьей российской Конституции. Он нарушает также ее 71, 72, 73 статьи. Но самое главное – он противоречит Постановлению Конституционного суда от 1 декабря 2005 года. Напомню, тогда Юрий Лужков попытался получить на законодательном уровне особые полномочия для управления градостроительным комплексом Москвы, попросив отменить статью Градостроительного кодекса, которая предусматривала совместную деятельность федеральных и региональных властей. Однако, своим Определением №468 КС отказал ему в этом, пояснив, что эта отрасль требует совместного управления и регулирования. КС сослался при этом на Конституцию РФ, в которой говорится, что градостроительная политика – это комплексная отрасль, которая требует взаимодействия с федеральными органами власти и соблюдения федерального законодательства. Сейчас мы стали свидетелями парадоксальной ситуации: то, что категорически запретили одному мэру столицы, разрешили другому!», - заявил «НИ» адвокат Станислав Станкевич.
Любопытно узнать, что сейчас думает по этому поводу Конституционный суд.