Posted 23 декабря 2007,, 21:00

Published 23 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Частная архитектура на выставках

Частная архитектура на выставках

23 декабря 2007, 21:00
С выставками связано появление нового типа здания – частного выставочного павильона, предназначенного для размещения выпускаемой продукции отдельной фирмы.

Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставок для рекламы своих фирм, стремились экспонировать свою продукцию в собственных павильонах. Эти постройки, несмотря на временный характер, выделялись богатством отделки. К их проектированию привлекались известные российские зодчие.

Одним из первых примеров частной выставочной постройки может служить башня-беседка с часами, построенная часовыми мастерами братьями Бутеноп во время сельскохозяйственной выставки 1852 года в Москве в Манеже. Часы показывали время в Москве, Петербурге, Тифлисе и на Камчатке. Это сооружение стало композиционным акцентом экспозиции.

Впервые частные павильоны появились в 1872 году на Политехнической выставке, которая разместилась в самом центре Москвы на площади в 20 га – внутри и вокруг Кремля. Из семидесяти временных павильонов около половины были частные. Большинство из них представляли небольшие деревянные постройки в русском стиле.

Участникам Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве предоставлялось право «выставлять свои произведения в особых пристройках, вне выставочных зданий, но не иначе, как с особого разрешения, и с тем, чтобы эти постройки были возводимы на счет экспонента по плану, утвержденному Управлением выставкою на отведенных для сей цели участках земли». Этот пункт выставочных правил сыграет значительную роль в стремительном развитии русской частной экспозиционной архитектуры. Подобные пункты будут включаться в правила практически всех отечественных выставок, организуемых по принципу павильонной системы. Существенным моментом в подготовке этого же смотра явилось то, что впервые к выставочным правилам был приложен генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции.

Среди тридцати шести частных сооружений смотра 1882 года выделялись богатством отделки павильоны Ланина, фарфорового промышленника М.С. Кузнецова, но, пожалуй, всех затмил известный сахарозаводчик Абрикосов. Начав свою деятельность в 1847 году, Товарищество «Абрикосов и сыновья» в 80-е годы заняло первое место среди кондитерских фабрик России. Фирма имела два завода в Москве и один в Крыму, на которых работало более 600 человек.

Главный зал павильона Абрикосова был отделан с особой роскошью в русско-византийском стиле, с резными украшениями и росписью стен и потолка, с зеркалами и мраморными столиками. Как говорят, этот небольшой павильон обошёлся владельцу около 30 000 рублей серебром – сумма по тому времени огромная. «По красивой наружности и богатству как внутренней отделки, так и выставленных предметов, это один из выдающихся павильонов выставки», – писал обозреватель этого смотра.

С двух сторон к залу примыкали специальные помещения для продажи продуктов. В задней части павильона был устроен маленький цех для показательного производства разнообразной сладкой продукции. Сама экспозиции была представлена с купеческим размахом: горы конфет, шоколада, пастилы, варенья, печенья и кондитерская новинка, заимствованная из Франции – fruits glaces. Посетителей изумляли громадные вазы, канделябры, часы из шоколада и бюст Государя Императора… из сахара. Подобные проявления чувства верноподданничества, граничащие с абсурдом, были не единичны на русских выставках.

Владелец паровой мельницы С. Гурович из Одессы построил свой павильон в виде дорогой резной и расписной игрушки-мельнички.

Водочный фабрикант, поставщик императорского двора Штритер построил свой стенд на этой же выставке в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией.

На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде – крупнейшем дореволюционном смотре, было построено почти 120 частных павильонов. Архитектура этих сооружений представляла всевозможные стили – от античности до модерна. Чаще всего стилистика сооружений применялась вне всякой связи с тематикой и характером экспозиции, а под влиянием господствующей моды или вкусов заказчика. Частный павильон на выставке – это тоже экспонат и реклама его владельца. Справедливости ради, надо сказать, что некоторые экспоненты сознательно выдерживали определенный стиль своих построек по географическому принципу. Так, например, павильон чаеторговцев из поселка Кяхта на границе с Монголией представлял собой стилизованный буддийский храм. На первом этаже его была развернута богатая экспозиция чая, поступающего в Россию, а на втором – устроен дегустационный зал. Известный предприниматель Нобель представил свою экспозицию, рассказывающую о нефтяных промыслах в Баку, в павильоне, построенном в мавританском стиле.

Максим Горький, посетив Нижегородскую выставку, писал: «Экспоненты усвоили себе взгляд на выставку единственно как на рекламу их фирмам, как на громадную ярмарку. Значение выставки как национального дела не понято ими. Отсюда эти громадные эффекты, это стремление затушевать соседа роскошью своей витрины, эта пестрота и безвкусица расположения экспонатов».

Таких примеров можно было бы привести много. Они показывают, насколько щепетильно относились отдельные предприниматели к оформлению своей экспозиции, или как теперь принято говорить – к выставочному дизайну. Исключительные возможности рекламы своих товаров на выставках толкали их участников на всевозможные декоративные ухищрения, что порой приводило к экспозиционным курьёзам или полнейшей безвкусице. Чаще всего это случалось с пищевой продукцией.

Стремление наиболее оригинально и броско выставлять свои изделия часто приводило к предметной гигантомании. Так уже на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге в Соляном городке экспонировались огромные сахарные головы и стеариновая свеча, пирамида из галош и т.д. Здесь необходимо отметить и практику создания из выпускаемой продукции своеобразных предметных скульптур, на много лет опередивших первые опыты французского скульптора Марселя Дюшана, считающегося отцом «поп-арта».

Одним из направлений частной экспозиции было сооружение павильонов из предметов и изделий собственного производства или же в виде гигантских изделий. Эта строительная практика возникла в результате поисков новых форм решения экспозиции и представляет собой архитектурную разновидность «поп-арта». На юбилейной промышленно-ремесленной выставке в Риге в 1901 году фирма «Б. Геррманн» построила свой павильон в виде огромного запорного вентиля. Этот же прием был повторен на Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке в Екатеринославе в 1910 году фирмой «Э. Вюрглер». Русско-шведский завод цементных труб «А.Эллерс» строит свой павильон из выпускаемой продукции на международной строительно-художественной выставке в Петербурге в 1908 году. На международной выставке садоводства в Петербурге в 1914 году в Таврическом саду производитель виноградного сока из Гурзуфа Н.Н. Бекетов соорудил свой павильон в виде огромной бутылки.

Таких примеров можно было бы привести много. Архитектура этих сооружений носила ярко выраженный рекламно-зрелищный характер. Выставки были ареной жесткой конкурентной борьбы различных фирм и отдельных предпринимателей, и это обстоятельство, конечно, отражалось на образном и пластическом решении частных сооружений, их архитектурной выразительности, положении в структуре выставочного комплекса.

"