Posted 23 декабря 2007,, 21:00

Published 23 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

«Пусть разбираются с государством»

23 декабря 2007, 21:00
После новогодних праздников отцов-уклонистов ждет неприятный сюрприз: с 1 февраля вступят в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, по которым вся работа с неплательщиками сконцентрируется в руках судебных приставов. Они получат право не только вести дознание, но и самостоятельно возбуждать уголовные дела в отн

Только в 2006 году в службу приставов было подано 2 млн. заявлений по делам об алиментах, а к уголовной ответственности удалось привлечь лишь 25 тыс. неплательщиков. Для России это капля в море. В неполных семьях сейчас воспитывается более 10 млн. детей. Но, по экспертным оценкам, более 90% из них не получают положенных алиментов. «Каждую неделю к нам обращаются 2–3 женщины, которые не могут взыскать алименты с отца ребенка, – пояснила «НИ» президент фонда «Семья и детство» Светлана Руднева. – Среди них беременные, которые решаются на аборт только из-за материальных проблем. Оставляет ребенка лишь одна из десяти обратившихся». При этом г-жа Руднева отмечает, что многие женщины сами отказываются от алиментов только из страха перед угрозами бывшего мужа. Фонд неоднократно сталкивался с ситуациями, когда матерям приходилось скрываться вместе с ребенком. Чтобы не платить алименты, некоторые отцы даже готовы убить собственных детей.

Впрочем, после Нового года взыскивать деньги с недобросовестных пап будет намного легче. Неплательщики окажутся в полной власти судебных приставов. «С 1 февраля вступят в силу соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, – рассказал «НИ» заместитель главы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Игорь Михалев. – Теперь мы сможем сами не только вести дознание, но и возбуждать уголовные дела по 157 статье УК «злостное уклонение от уплаты алиментов», если отцовский долг превышает 500 МРОТ».

Как пояснил «НИ» г-н Михалев, до сих пор уголовными делами неплательщиков алиментов занималось исключительно МВД, однако процедура расследования была достаточно длительной: сначала заявление от взыскателя поступало в ФССП, которая передавала материалы в МВД, оттуда запросы снова поступали в ФССП. С февраля же этим будут заниматься только приставы, что существенно ускорит процедуру.

Действительно, у судебных приставов появится больше полномочий, а следовательно, и больше рычагов воздействия на горе-отцов. Но поможет ли их вмешательство коренным образом решить проблему – большой вопрос. «Все упирается в несовершенство законодательства, ведь если у неплательщика нет официальных доходов, то и взыскивать с него нечего, – отметила «НИ» г-жа Руднева. – И судебные приставы практически ничего не могут с этим поделать, даже если отец ездит на дорогой машине и живет в хорошей квартире. Ведь все его имущество оформлено на других людей».

Эксперты считают, что бороться с неплательщиками нужно на государственном уровне. В частности, уже несколько месяцев обсуждается вопрос создания специального алиментарного фонда из бюджетных средств. «Государство выплачивает деньги на содержание детей и получает право на взыскание алиментов с уклониста, – заявил «НИ» уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – Неплательщик становится должником государства, а это серьезнее, чем долг бывшей жене». Помочь матерям можно и с помощью так называемых «фиксированных алиментов». Эта мера была бы очень эффективна в отношении лжебезработных. «Имеет смысл законодательно обязать отцов платить после развода ребенку фиксированную сумму вне зависимости от их дохода, – рассказал «НИ» научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Конечно, если отец официально работает, он будет платить положенные 25% от зарплаты. Но введение «твердой» суммы даст матерям хотя бы какие-то гарантии».

"