Posted 23 декабря 2004,, 21:00

Published 23 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Превосходство Мартина

Превосходство Мартина

23 декабря 2004, 21:00
Американский блокбастер «Превосходство Борна» запомнился российскому зрителю прежде всего головокружительными гонками по улицам Москвы. Однако мало кто знает, что с Россией фильм связывает не только место действия. Главный герой получился наполовину русским. Не той половиной, которую представляет чистокровный американе

– Мартин, как ты попал на съемки «Превосходства Борна»?

– Перед съемками фильма в Москве проводили кастинг, на котором присутствовало около пятидесяти каскадеров и автогонщиков. Каждый из них должен был выполнить несколько заданий: разогнаться и припарковать машину перпендикулярно движению, развернув ее на 90 градусов, припарковать машину на встречной полосе при помощи «полицейского разворота» на 180 градусов и, выезжая на перекресток в управляемом заносе, сесть на хвост проезжающему перед ним автомобилю. Все участники отбора выполняли упражнения на своих машинах. В итоге отобрали около двадцати человек. Сначала меня назначили дублировать актера второго плана. С Мэттом Деймоном должен был работать Рэй Де Хаан, управлявший Aston Martin Джеймса Бонда в последнем фильме об агенте 007.

– Как же ты оказался за рулем такси, на котором Борн рассекал по Москве?

– В ходе съемок ситуация несколько изменилась. Мы снимали эпизод, в котором машина Борна должна была в полете столкнуться с грузовиком. Когда все декорации были выставлены, Рэй неожиданно усомнился в безопасности трюка. Его английские коллеги тоже не захотели рисковать. Тогда постановщик трюков мне предложил занять место за рулем. Недолго думая, я согласился и выполнил все в лучшем виде, после чего дублировал главного героя на протяжении всех съемок.

– На съемках ты управлял только такси?

– Нет, приходилось выполнять и другую работу. Например, я сидел за рулем автомобиля, на бампере которого были закреплены несколько камер. На этой машине я должен был проехать сквозь поток встречных машин, которыми управляли другие каскадеры.

– Ты работал в международной команде. Как оцениваешь уровень своих зарубежных коллег?

– Немцы и англичане, участвовавшие в съемках, работали на высшем уровне, хотя не обошлось без накладок. У одной из машин пробили картер, все вокруг забрызгало маслом. Пока зарубежные коллеги останавливались, у нее уже застучал двигатель. Мы привыкли работать аккуратнее.

– Как тебе понравились постановщики трюков?

– С нами работали лучшие специалисты Голливуда. Дэн Брэдли и Дэррен Прескотт снимали «Матрицу», «Пароль рыба-меч», вторую часть «Человека-Паука», «День независимости». Брэдли оказался очень требовательным человеком, многие так и не смогли найти с ним общий язык. Но я сразу с ним сработался.

– После окончания съемок тебя не звали работать в Голливуд?

– Звали. Брэдли сказал, что был бы рад продолжить сотрудничество. Сейчас я как раз оформляю необходимые документы. Кроме того я успел продублировать главного героя в голливудском фильме «Теневой партнер», действие которого также происходит в Москве. Там я участвовал в съемках погони на красных «Жигулях».

– В США каскадеры зарабатывают больше, чем в России?

– Намного больше. Обычная заработная плата – 750$ в день. При этом каскадер может просидеть целый день на съемочной площадке, ничего не делая. За выполнение трюков ему платят дополнительный гонорар. Кроме того в Америке каскадеры получают не только зарплату и гонорар, но и проценты от проката. В России аналогичная работа стоит в три раза меньше – 200$ в день, и ни о каких процентах речь не идет.

– А как обстоят дела со страховкой?

– В Голливуде без страховки никто работать не будет. В России же никаких страховок обычно не оформляют.

– В кино ты пошел по стопам отца?

– Да, мой отец – один из опытнейших российских каскадеров, участвовал в съемках огромного количества отечественных и зарубежных фильмов. Кстати, в «Превосходстве Борна» он также выполнял несколько трюков.

– Мэтт Деймон неоднократно говорил после съемок, что российские каскадеры – лучшие в мире. Наверное, он имел в виду тебя?

– Судя по всему, да. Несмотря на то что на площадке мы общались совсем немного, трюки произвели на него сильное впечатление. Я был приятно удивлен, когда увидел передачу на одном из европейских телеканалов. Мэтт очень хорошо отзывался в интервью о нашей работе и даже называл меня «мой друг Мартин».

– У людей, связанных с миром кино, периодически бывают перерывы в работе. Чем ты занимаешься в такие моменты, чтобы не потерять квалификацию?

– Сейчас у меня как раз такой период. Никаких специальных тренировок я не провожу, разве что принимаю участие в раллийных гонках. Наверное, поэтому все навыки сохраняются.

– Мартин, ты опытный автогонщик, неоднократный победитель престижных соревнований. Где тебе интереснее, на гонках или на съемочной площадке?

– На съемках все известно заранее. При подготовке трюка стараются исключить все неожиданности, сделать его выполнение максимально безопасным. Ралли же непредсказуемо, там идет жесткая борьба, исход которой зависит от множества факторов. Именно поэтому водить машину на соревнованиях мне нравится больше, чем на съемочной площадке.



Маленькие хитрости большого кино

«Волга», на которой герой Мэтта Деймона передвигается в фильме, имеет мало общего с обычным желтым такси. В ее роли снимались целых четыре автомобиля. На двух «ГАЗ-3110» стояли 150-сильные «опелевские» двигатели. Две другие «Волги» возили дорабатывать в Германию, где на каждую установили двигатель и автоматическую трансмиссию BMW. «Гелендвагенов» тоже было несколько. Поскольку приобрести одинаковые машины не удалось, их перекрасили и заменили все несовпадающие детали. «Милицейские» машины были куплены с рук и покрашены в сине-белые цвета.

Одним из центральных моментов фильма стала сцена погони в тоннеле. В Москве ее снять не удалось: власти запретили использовать Лефортовский тоннель, а других подходящих мест не нашлось. Поэтому съемочной группе пришлось переместиться в Берлин, где чиновники оказались более сговорчивыми. Однако перед каскадерами встал целый ряд проблем. В замкнутом пространстве организовать вращение машин привычными для трюкачей методами было практически невозможно. Чтобы заставить машины скользить по асфальту, как по льду, за каждым колесом были установлены специальные ролики, напоминающие колесики от тележки из супермаркета. Они приподнимали машину так, чтобы покрышки едва касались асфальта и не мешали скольжению. Причем ролики управлялись водителем с помощью кнопок. Кроме того, для съемок в тоннеле сталкивающиеся машины сцепляли тросами. Таким образом удалось организовать синхронное и контролируемое вращение в узком пространстве. В нужный момент каскадер нажимал на кнопку, трос отцеплялся, и машины разъезжались в стороны.

Естественно, высокооплачиваемого актера сажать в разбивающиеся автомобили не стали. Специально чтобы снять лицо главного героя, якобы несущегося на всех порах по улицам, использовали так называемый Go-мобиль. На платформе тягача была установлена кабина машины, обвешанная камерами. В ней сидел Мэтт Деймон и старательно крутил руль, изображая экстремальную езду. На самом же деле «Go-мобилем» управлял каскадер.

Чтобы показать поездку глазами водителя, пришлось также использовать особую конструкцию. На крыше одной из «Волг» было установлено водительское место со всеми органами управления, на котором сидел каскадер и вел машину. В это время внутри салона, там, где обычно располагается водитель, сидел оператор с камерой и снимал дорогу через лобовое стекло.

"