Posted 23 ноября 2009,, 21:00

Published 23 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

Первый месяц второго года

Первый месяц второго года

23 ноября 2009, 21:00
Год назад выставочная индустрия вместе со всей мировой экономикой столкнулась с новыми проблемами, решение которых предполагало новые методы ведения бизнеса. Специалисты давали советы, как выходить из кризиса, как минимизировать затраты и, в конечном итоге, сохранить бизнес. Самый страшный прогноз строили именно на осе

Сегодня утверждают, что экономика стабилизируется и даже намечается некий экономический прогресс. Но даже если это и так, то выставочная индустрия почувствует изменения в последнюю очередь, поскольку бюджеты на участие экспоненты закладывают практически за год до мероприятия, исходя при этом из текущего финансового состояния своей компании.

Что же показал первый месяц второго года кризиса? Мы попытались разобраться в этом с помощью специалистов крупной международной выставочной компании ITE и попросили представителей ее московского (ITE MOSCOW), петербургского (Примэкспо) и новосибирского (ITE Сибирская ярмарка) офисов сравнить итоги одних и тех же выставок сентября 2008 и 2009 годов.

В Москве проходили три выставки – «MIMS», «World Food Moscow» и «Leisure». Экономическая ситуация в стране заставила экспонентов более рационально расходовать свои маркетинговые и рекламные бюджеты. Это выражается в уменьшении размера стенда и упрощении его дизайна. Таким образом, можно говорить о некотором сокращении занятой экспонентами выставочной площади. Количество участников уменьшилось в среднем на 15–20%. «World Food Moscow»: 1326 компаний в 2008 году, 1100 – в этом. Тем не менее есть и позитивные тенденции – появление новых экспонентов. В выставке в этом году приняли участие 50 национальных групп и ассоциаций, 12 из которых новые. Еще одна характерная особенность в поведении экспонентов – концентрация сил на одном проекте. Если раньше компания принимала участие в нескольких профильных выставках, то сейчас выбирает одну – самую крупную и авторитетную.

Хотелось бы отметить общую для всех выставок осеннего сезона положительную тенденцию – увеличение количества профессиональных посетителей. Так, выставку «World Food Moscow» посетило на 16% больше специалистов (53 988 против 45 250 в 2008 году). Количество посетителей выставки «Отдых/Leisure» с 15 000 в 2008 году выросло до 16 900 в этом. На «Мотор Шоу» ситуация по посетителям не изменилась: их количество в этом году практически совпало с прошлогодними показателями, когда выставка проходила одновременно с «Автосалоном», а, следовательно, интерес к ней такой же высокий.

Осенний сезон в Петербурге компания Примэкспо открыла «Балтийской Строительной Неделей». Площадь ее сократилась с почти 21 тысячи квадратных метров до девяти. В той же пропорции уменьшилось количество экспонентов. Зато количество посетителей осталось примерно тем же, и таким образом доля посетителей на каждый стенд возросла. 96 % участников остались удовлетворены количеством специалистов, посетивших их стенды. На выставке появилось много новых компаний, и в большинстве своем это предприятия малого и среднего бизнеса. Компании объясняют это тем, что сильные игроки рынка теряют свои позиции в условиях кризиса, и есть шанс занять освободившиеся ниши. Кроме того, наблюдалась тенденция к более бюджетному варианту участия, что подразумевает меньший размер стенда, простую застройку и т.д.

Очень важной составляющей проводимых выставок Примэкспо называет привлечение посетителей – специалистов отрасли. В компании не ограничиваются общей рекламой и рассылкой пригласительных билетов. Организуются биржи деловых контактов (на «Балтийской Строительной Неделе-2009» – контактное бюро) и другие деловые мероприятия. Приглашаются целевые посетители, которых хочет увидеть конкретный участник на выставке. Приятно отметить, что даже в сегодняшней непростой ситуации интерес к выставкам со стороны специалистов не угасает, а скорее наоборот – они с радостью откликаются на приглашения. Если же говорить о качественном составе посетителей, то здесь серьезных изменений не произошло.

Новосибирские выставки «Ресторанный бизнес» и «Сибсвязь» сократились примерно на 20%. А количество участников «Сиббезопасность» увеличилось на шесть компаний. На 19% выросло число посетителей. Во многом это произошло за счет впервые организованного в рамках выставки Международного научно-технического конгресса «Совершенствование системы управления, предотвращения и демпфирования последствий чрезвычайных ситуаций и проблемы безопасности жизнедеятельности населения». Он привлек дополнительных посетителей и участников. Выставку «Ресторанный бизнес» посетило в этом году гораздо больше народу. Рост – 58%. Свою роль в этом сыграли фестиваль «Сибирское гостеприимство» и чемпионат кулинарного искусства.

Одной из положительных (как отмечают экспоненты) примет кризиса стало повышенное внимание организаторов к участникам. Это выражается в предоставлении дополнительных деловых возможностей, льгот, услуг и скидок. В частности, участникам выставки «Отдых/Leisure», занимающимся внутренним туризмом, предоставлялись скидки до 20%. Если компания экспонировалась одновременно на весенней «MITT» и осенней «Отдых/Leisure» – 10%.

«Примэкспо» в нынешнем году включила в стоимость участия в «Балтийской Строительной Неделе» мероприятия, позволяющие дополнительно получить контакты с целевой аудиторией (строительными организациями, гипермаркетами, дизайнерами, архитекторами и проектировщиками). Это форум градостроительства и архитектуры «A.City» и контактное бюро «Бизнес диалог».

Форум «A.City» стал центральным мероприятием выставки этого года. В его работе приняли участие делегации из 30 субъектов РФ. Форум включал в себя выставку и конференцию. На выставке были представлены наиболее интересные архитектурные проекты, реализуемые в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Конференция «A.City» стала площадкой для обсуждения актуальных проблем развития градостроительства и архитектуры и местом встречи градостроителей, инвесторов, девелоперов, архитекторов, строителей и представителей администрации.

В рамках контактного бюро состоялись встречи между поставщиками строительных материалов соответствующих подразделений и управлений служб заказчика, ответственных за снабжение объектов строительства и контрактные поставки крупнейших строительно-торговых центров.

Кроме насыщенной деловой программы, бесплатной для посещения участниками, на территории выставки был построен конференц-зал, где все четыре дня проходили семинары и презентации экспонентов.

Так как компания Примэкспо является организатором двух строительных выставок осенью и весной, была введена еще одна дополнительная услуга: клиентам, которые планируют участие в обоих мероприятиях, предлагается пакетное участие. Стоимость такого участия предполагает скидку 15% на площадь на каждой выставке и один регистрационный сбор за две выставки.

Одним из опасений выставочников было то, что снижение прибыли организатора, влияющее на сокращение его внутренних издержек, повлияет на качество предоставляемых услуг. Специалисты компании ITE утверждают, что на их выставках этого не произошло. Они подчеркивают, что качество мероприятия и уровень предоставляемых услуг должны оставаться столь же высокими, как и в докризисный период. Компания старалась уменьшать свои расходы за счет оперативного сокращения арендуемой выставочной площади. Если выставка сокращается, к примеру, на 10%, на столько же уменьшаются и издержки.

Что касается перспектив, то, судя по количеству экспонентов, которые уже сегодня изъявили желание участвовать в выставках следующего года, у отрасли будущее есть. И вполне себе радужное. В Новосибирске около 70% участников собираются вернуться на выставку через год, в Москве – 50%, в Петербурге – 65%. Это цифры, которые указаны в анкетах участников. Процент примерно тот же, что и в прежние годы, но анализировать, какое количество компаний уже забронировало площади по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, бессмысленно. Ранее компании бронировали площади за год, сейчас, в новых экономических условиях, мало кто может себе это позволить в связи с отсутствием запаса денежных средств и нестабильностью рынка. Поэтому пик продаж площадей сместился ближе к выставке.

Выставки являются достаточно затратным и трудоемким маркетинговым инструментом, однако большинство компаний сейчас предпочитают изменять формы своего участия, а не отказываются от участия в проектах. Именно поэтому, как и в предыдущие годы, выставки будут развиваться. Одно из преимуществ компании ITE – это сильная сервисная культура, большие возможности для продвижения выставочного потенциала России за рубежом и привлечения иностранных компаний к участию в проектах. И даже премьерный проект – «Развитие инфраструктуры Краснодарского края и Сочи – IDES 2009», который в начале октября прошел в Сочи, оказался весьма успешным.

Для подведения итогов первого кризисного года мы умышленно обратились к опыту одной из ведущих выставочных компаний российского рынка. На примере ITE, естественно, нельзя делать вывод обо всей экспоиндустрии нашей страны. Есть компании более успешно преодолевающие кризис. Есть такие, которые в 2–3 раза «упали» по всем основным показателям. Есть и те, для которых прошедший год оказался последним. Происходит, как и предполагалось, санация отрасли. Но при всех перипетиях отдельных выставочных организаторов ни у одного не возникает сомнений в жизнеспособности и необходимости самой выставочной индустрии. Заметьте, может погибнуть конкретная выставка, но не погибает ее тематика, которую подхватывает и продолжает вести более успешная выставочная компания.

"