Posted 23 ноября 2006,, 21:00

Published 23 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Исчезающий вид

Исчезающий вид

23 ноября 2006, 21:00
В субботу в Москве десятки велосипедистов в яркой одежде и с плакатами в руках совершат круг почета по центру города. Такими мерами активисты общественного движения постараются привлечь внимание столичных властей к проблеме пешеходов. А этих проблем, по словам экспертов, с каждым днем все больше и больше. Нехватка подз

В Москве вообще скоро не останется мест для пеших прогулок: тротуары, скверы и дворы заставлены машинами, а пешеходные зоны больше походят на резервации. Все возрастающее количество автомобилей заставляет городские власти бросать львиную долю бюджетных средств на строительство новых транспортных развязок и стоянок, игнорируя при этом проблемы пешеходов.

Паркуйся, как можешь

Бедные двуногие исчезают как вид. Нехватка светофоров, пешеходных переходов, ужасное состояние тротуаров – как тут ни пересесть в более комфортабельного четырехколесного друга!

Сегодня прогулку по Москве можно сравнить с преодолением полосы препятствий. Автомобилисты используют тротуары в качестве парковочных мест. Простым смертным приходится обходить машины по дороге, рискуя быть сбитыми. В качестве альтернативы можно попытаться протиснуться между автомобилем и забором. В таком случае стоит забыть про нарядную одежду светлых тонов – мгновенно празднично одетый человек превращается в глазах окружающих в бродягу. «Проблема дискриминации пешеходов особенно актуальна для центра города, – рассказал «НИ» исполнительный секретарь Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Тротуары, единственное место, где пешеходы могут ходить, все использованы под парковки. Любому москвичу неоднократно приходилось выходить на проезжую часть и идти по ней, потому что машины паркуются вплотную к стоящим зданиям. Здесь мы не видим абсолютно никаких улучшений. У нас практически вся так называемая капиллярная сеть – мелкие улицы Москвы – используется для постоя транспорта. После того как начали работать эвакуаторы, машины убрали только с центральных улиц города. Зато все дворы так и остаются полностью забитыми».

Но и на тротуарах пешеходы страны перестали чувствовать себя в безопасности. Так, в конце лета 2005 года дичайший случай произошел в Северной столице. Автомобиль «Хёндай» пытался объехать пробку на улице Зины Портновой по тротуару. Пешеход Антон Соболев сделал замечание водителю. Словесная перепалка закончилась тем, что водитель и пассажиры иномарки вытащили из салона бейсбольную биту и начали избивать Соболева. Несчастный пешеход скончался на месте, а преступники спокойно скрылись, несмотря на то, что убийство произошло в восемь часов вечера на глазах у десятков прохожих.

Впрочем, винить в бедах пешеходов одних водителей абсурдно. Автомобилисты паркуются на тротуарах, потому что больше негде – доступных стоянок, на которых цены бы не зашкаливали за 500 руб. в час и были свободные места, в городе единицы. Коррумпированность парковщиков и отсутствие контроля со стороны властей за ними взвинчивают тарифы до небес. Но даже за большой куш найти место на стоянке не просто – парковки в центре города и днем и ночью забиты под завязку.

Особенности национальной езды

Но в чем действительно виноваты водители, так это в неприкрытом хамстве по отношению к прохожим. По результатам интернет-опроса «НИ», более 43% пешеходов сталкивались с тем, что их не пропускали на «зебре». 18% россиян были облиты грязной водой из луж. И только 6% признались, что не держат обид на автомобилистов.

Российские водители убеждены: пешеход на «зебре» – не повод останавливаться.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Россияне хамят за рулем в силу менталитета, убеждены психологи. Несколько часов в пробках кого угодно доведут до зверского состояния. Отсутствие предмета «культура вождения» в современных автошколах лишь усугубляет ситуацию. «Если в советских клубах юных автомобилистов учили: уступайте дорогу пешеходам, относитесь к ним с осторожностью, то сейчас это исчезло, – рассказал «НИ» психолог Михаил Виноградов. – Появилось такое чувство безнаказанности, которое полностью отсутствует в западном сознании».

Манера обливать прохожих слякотью и грязью тоже для многих является особенностью национальной езды. У нас в стране машина долгое время считалась роскошью, а не средством передвижения. «Вспомните поговорку «из грязи в князи», – пояснил «НИ» психолог Виноградов. – Водитель не может устоять перед соблазном лишний раз почувствовать свою значимость и превосходство, пусть и недолго. Вот и пытается выглядеть, как король на фоне забрызганного пешехода».

Впрочем, автолюбители придерживаются другого мнения. «Однажды я, признаюсь, окатил прохожих, но сделал это не по злому умыслу, – сказал «НИ» Александр Денисов из столичного района Марьино. – Просто я не думал, что под небольшой лужицей окажется глубокая яма, полная воды и грязи. И, кстати, если бы те пешеходы не вышли на дорогу в неположенном месте, их одежда не пострадала бы».

Перекресток проблем

В местах большого скопления людей, например, перед вузами, на перекрестках стоят по сотне человек. Начало занятий совпадает по времени с часом пик. У каждого студента возникает вопрос: что страшнее – гнев преподавателя или страх попасть под машину? Как правило, даже законный зеленый свет не дает гарантии безопасного перехода дороги. «На улице Вильгельма Пика ужасный перекресток, – рассказал «НИ» студент РГСУ Николай Еремин. – Обычно регулировщики не торопятся пропускать пешеходов. Но уж когда появляется шанс пересечь дорогу, машины все равно продолжают ехать. Всякий раз они неохотно останавливаются, потому что толпу студентов давить все-таки не очень удобно. Кстати, нормальным шагом перейти дорогу нельзя, приходится бежать – светофор горит очень недолго».

Ближе к центру Москвы подземные переходы – в дефиците. Сретенку и Кондратьевский переулок соединяет широкая трасса. Перед желающими перебраться на другую сторону встает выбор: долго идти до подземного перехода, а потом спускаться-подниматься по ступенькам или перейти поверху. Для пожилых людей выбор очевиден. Однако без должной физической подготовки им не справиться. Этот переход печально знаменит своими ДТП. Светофор горит слишком короткое время, и пенсионеры успевают добраться максимум до середины дороги. «Переход действительно страшный, – рассказала «НИ» 65-летняя Антонина Иванова. – Пропускают водители редко. У меня больные ноги, как я могу успеть перейти? Приходится просить помочь посторонних молодых людей. Я хожу здесь каждый день и видела, как на этой дороге сбивают пешеходов».

По статистике почти 40% ДТП по вине пешеходов происходит с октября по декабрь, что во многом связано с ухудшением погоды. Пик аварийности (больше 30%) приходится на время с 16 до 20 часов. Люди стараются поскорее попасть домой, а темная одежда только мешает водителям вовремя заметить пешехода. Группа особого риска – дети. Каждый третий ребенок попадает под колеса в сумерках – автомобилисты их просто не видят.

Восстание против машин

Не дожидаясь, пока «пешеход обыкновенный» будет занесен в Красную книгу, двуногие решили сами бороться за свои права. В 2002 году было создано движение «Россия без машин» с целью обратить внимание властей на ущемление прав пешеходов. Для этого движение каждую последнюю субботу месяца проводит акцию велосипедистов. «Все участники должны одеться как можно более вычурно, – рассказал «НИ» активист движения Дмитрий Кокорев. – Смотрится эта акция как обычный велопробег, но в руках у каждого плакаты, в которых мы просим власти обратить внимание на проблему пешеходов, которых выживают из города машины».

В начале этого месяца заявить о своих правах на безопасный переход проезжей части решились студенты МГТУ им. Баумана. Учащиеся вуза устроили акцию протеста: перекрыли дорожное движение на перекрестке Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка и стали своими силами копать пешеходный переход. Но вскоре их лопаты наткнулись на камни. Тогда студенты установили «лежачего полицейского» на перекрестке перед МГТУ. Однако через некоторое время на место акции приехала милиция, и учащимся пришлось прекратить акцию.

По красным «зебрам» – на зеленый свет

В качестве решения проблемы дискриминации пешеходов общественники предлагают отказаться от личного транспорта и перейти к транспорту общественному. Также жизнь любителям прогулок, по мнению правозащитников, должны облегчить велодорожки и пешеходные улицы. «Решение проблем пешеходов происходит по остаточному принципу, – сообщил «НИ» защитник городских «двуногих» Дмитрий Кокорев. – Остался лишний асфальт от ремонта проезжей части – давайте его для тротуаров используем. Все западные способы облегчения жизни пешеходов чисто технически могут работать и в Москве».

Для того чтобы прохожие в городе могли выжить, сторонники пешего образа жизни предлагают создавать зеленые зоны для прогулок, вроде Бульварного кольца. Люди могли бы гулять с детьми по соединению этих парковых зон, где им не пришлось бы переходить проезжую часть. Также необходимо открыть больше пешеходных улиц в Москве. Пока их всего три: Арбат, Столешников и Камергерский переулки. Надо популяризировать общественный транспорт, выделяя полосы для автобусов и троллейбусов. Наконец, пора просто улучшать культуру вождения.

Сделать наземные переходы более безопасными помогли бы так называемые «красные зебры». Такие переходы должны быть более заметными для пешеходов и водителей. Красные полосы делают более широкими, чем белые. Изготовлена новинка из специального материала, который улучшает сцепление колес с дорожным покрытием. Кроме того, при угрозе ДТП на таком покрытии тормозной путь автомобиля укорачивается в два раза. В Москве такой переход пока один.

Оригинальный выход из ситуации предложили защитники прав автомобилистов. «Идея сделать больше пешеходных улиц не повлияет на плотность движения автомобилей в центре, – рассказал «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Но это произойдет только в том случае, если из центра уберут все чиновничьи резервации и офисы, потому что именно перед ними собирается больше всего машин. Тогда и тротуары освободятся, и безопасность пешеходного движения повысится. А на освободившемся месте можно построить кафе и торговые точки».

Впрочем, надежда на осуществление этих планов невелика. Новый облик Москвы разрабатывается по принципам автоцентризма. Несмотря на то, что водителей в три раза меньше, чем пешеходов, большую часть денег правительство выделяет на строительство новых транспортных развязок. В итоге денег на решение проблем пешеходов просто не остается. «Пешеходы вынуждены расплачиваться за политику московских властей, – пояснил «НИ» Дмитрий Кокорев. – Никто из чиновников не ходит пешком – отсюда вполне закономерная заинтересованность в качестве дорожных покрытий и строительстве новых развязок».

Пешеходам остается надеяться только на себя. Большинство москвичей, передвигающихся по городу на своих двоих, стали более внимательны на дорогах и переходах. «За 10 месяцев этого года наблюдается существенное снижение ДТП по вине пешеходов, – рассказал «НИ» сотрудник отдела пропаганды Управления ГИБДД Игорь Колосков. – В 2006 году произошло 2,7 тысячи ДТП по вине пешеходов, а за аналогичный период прошлого года – 3,2 тысячи».

Более того, столичные пешеходы уже готовы наклеить на свою одежду светоотражающие значки, чтобы стать более заметными для водителей в темное время суток. Именно в эти дни в Москве стартует акция «Стань заметнее – носи фликер». Организаторы надеются привить москвичам европейскую привычку – не выходить вечером из дома без катафота, прикрепленного к одежде.

ШВЕДСКИЕ «ЗЕБРЫ» С АГРЕССИВНОЙ ОКРАСКОЙ

В Швеции самые опасные для пешеходов места – переходы. Об этом говорит статистика государственного дорожного ведомства «Вэгверкет». Именно здесь происходит больше всего наездов на людей. Связано это с тем, что шведский пешеход – непуганая ворона, уверенный, что за его целостью и сохранностью должны следить автомобилисты. По закону, даже на нерегулируемом переходе автомобили должны уступать дорогу пешеходам. Ощущение полной защищенности усилилось у шведов после того, как несколько лет назад переходы были переоборудованы. Теперь с обеих сторон перехода высятся препятствия, вынуждающие автомобили снижать скорость. «Зебры» приобретают все более агрессивную окраску, островки ожидания посреди дороги делаются возвышенными и украшаются предупредительными знаками. На таком переходе пешеход теряет остатки бдительности и забывает посмотреть по сторонам. Пьяные и лихачи за рулем встречаются и в Швеции, и потому их контакты с пешеходами на переходе заканчиваются трагически. Шведские власти периодически проводят информационные кампании, напоминая согражданам, что дорога всегда опасна, и потому не надо слепо следовать правилам.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


НЕМЕЦКИЕ ПЕШЕХОДЫ ПЛАТЯТ ЗА АВАРИИ

В Германии, едва пешеход ступит на «зебру», как все машины должны остановиться и пропустить его. Такая высокая водительская культура основана на обоюдном соблюдении правил безопасности. Многих иностранцев в ФРГ изумляет привычка местных переходить даже пустынную трассу исключительно на зеленый свет. И дело тут не только в довольно высоких, до 50 евро, штрафах за переход на красный свет, а в том, что любая небрежность на немецких дорогах обходится очень дорого. Допустим, мама-пешеход на секундочку упустила из виду своего малыша. Тот выскочил на проезжую часть. Водитель вовремя остановился, но повредил при этом чью-то машину. Согласно Гражданскому уложению ФРГ, все виды материального и морального ущерба придется возмещать именно зазевавшейся мамаше. И если она не имеет страховку от ответственности за причинение вреда другим лицам, расплата может оказаться тяжкой. В свою очередь, и водитель может понести ущерб, даже если он не сбивал пешехода. Например, человек может упасть и повредить руку, испугавшись громкого сигнала или отшатнувшись от фонтана воды из-под колес авто. Именно по такому судебному иску в Ганновере 67-летний немецкий пешеход получил от водителя, бывшего московского таксиста, свыше 15 тыс. евро.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"