Posted 23 ноября 2006,, 21:00

Published 23 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

В новый год – с юбилеем

В новый год – с юбилеем

23 ноября 2006, 21:00
В прошлом году международный аэропорт «Домодедово» официально праздновал свое 40-летие. А в 2007 г. самой большой и комфортабельной воздушной гавани России исполнится… 45. Дело в том, что сотрудники аэропорта неожиданно открыли уникальный архивный документ, изменивший взгляд на историю. Канун юбилея, да и просто конец

Превратности истории

«Домодедово», строившийся не только как гражданский аэропорт, но и как крупнейший центр по перевозке грузов на восточном и южном направлениях Советского Союза, начал работать еще до окончания сооружения пассажирского аэровокзала. Первая взлетно-посадочная полоса была апробирована в декабре 1962 г., а в 1963 г. после тренировочных полетов «Домодедово» начал перевозить почту и грузы. Известно, кстати, что первым грузом стали фрукты из южных регионов страны, а полеты совершались на самых современных для того времени самолетах – Ту-104 и Ил-18. И только в 1964 г. состоялся первый перелет пассажирского Ту-114 в Хабаровск, открывший регулярное пассажирское сообщение, а 20 мая 1965 г. был подписан приказ министра гражданской авиации «О вводе в эксплуатацию аэровокзала аэропорта «Домодедово».

Так что реальная летная история «Домодедово» действительно длиннее, чем принято считать. Недавно сотрудники музея аэропорта обнаружили документ, который подтверждает еще более раннюю официальную дату рождения аэропорта – приказ начальника главного управления Гражданского воздушного флота при Совете министров СССР «Об организации московского аэропорта «Домодедово». После долгих поисков этот документ был извлечен из недр Российского государственного архива экономики. Приказ был подписан 7 апреля 1962 г. генерал-лейтенантом Георгием Счетчиковым. Любопытно, что Министерства гражданской авиации как такового в те времена еще не существовало.

Именно в этом приказе аэропорту было присвоено его нынешнее название. Ранее, в разные периоды строительства, он именовался и «Объектом-306», поскольку в 1949 г. задумывался как военный аэродром, и Вторым московским аэропортом, когда в 1954 г. была определена его гражданская направленность. Все тем же приказом был сформирован и штат авиационных специалистов – в «Домодедово» был направлен весь выпуск 1962 г. Рижского института инженеров гражданского воздушного флота.

В общем историческая справедливость теперь восстановлена, и в 2007 г. аэропорту предстоит отметить 45-летие своей работы. С особенным чувством будут отмечать новый, пусть и не круглый юбилей ветераны аэропорта, чьи заслуги в становлении аэропорта трудно переоценить. Ведь эти люди не только реально творили историю аэропорта – именно ветераны были инициаторами установления истинной даты рождения родного «Домодедово». Они-то точно помнили, когда в «Домодедово» начали летать. Задача заключалась лишь в том, чтобы найти документальное тому подтверждение.

Встречать юбилей аэропорт собирается отнюдь не только лишь торжественными церемониями. На следующий год в «Домодедово» запланировано окончание масштабной реконструкции аэровокзального комплекса. Туда в год 45-летия переедет и музей аэропорта, долгое время располагавшийся в ДК авиаторов города Домодедово. Много лет назад, в начале 80-х гг., экспозиция представляла собой лишь комнату трудовой славы, а сегодня выросла до настоящего музея с постоянной экспозицией и запасниками – места для всех экспонатов не хватало. Теперь настала пора развернуть все материалы в новых помещениях, чтобы их могли посмотреть все приезжающие в аэропорт.

Практически все основные вехи истории развития аэропорта начинаются со слова «первый», что неудивительно: аэропорт всегда был самым современным. В «Домодедово» были переведены диспетчерский центр управления Московского авиаузла и торжественные парады из Тушина, он назначался базовым аэропортом для обслуживания Ил-18, отсюда совершались первые дальнемагистральные беспосадочные полеты Ту-114 и Ил-18, здесь начиналась эксплуатация Ил-62. Из «Домодедово» начались полеты сверхзвукового пассажирского Ту-144…

В музее собраны материальные подтверждения практически всех этих исторических событий. Здесь есть и трудовая книжка за номером один, и первый ордер на вселение в авиагородке, первые фотографии и кинопленки, первые памятные значки, вымпелы и почетные грамоты, опубликованные воспоминания ветеранов аэропорта. Сами ветераны и их семьи передают в музей значки классности и налета часов, правительственные награды, архивы, личные летные шлемы и штурманские линейки, летные карты, модели аэропорта и приборных панелей, многое другое. На специальной карте отмечено развитие маршрутной сети «Домодедово», начиная с самых первых полетов, когда новые рейсы вводились буквально каждую неделю. Ветераны и музейные работники восстанавливают имена и фамилии сотрудников на фотографиях полувековой давности. Ведь этот музей рассказывает об истории не только аэропорта, но и всей гражданской авиации последнего полувека ее развития. Кстати, скоро большую часть музейного архива можно будет увидеть на сайте аэропорта «Домодедово».

Примечательно, что музей откроется в новом здании аэропорта в год его 45-летия, когда начнется новый этап его истории. К 2003 г. «Домодедово» перевез 169 млн. пассажиров – эта цифра превышает все население России. В нынешнем году число перевезенных пассажиров превысит 210 млн.

Год обновления

2006 год стал, пожалуй, рекордным для «Домодедово» по числу новых авиаперевозчиков. В феврале с аэропортом подписала контракт о сотрудничестве авиакомпания Singapore Airlines, занимающая, кстати, в мировом рейтинге первую позицию по качеству бортового сервиса. В марте были открыты регулярные рейсы по маршруту Москва – Дубай – Сингапур – Москва. Полеты осуществляются на самолетах Boeing-777 (с тремя классами обслуживания) трижды в неделю и открывают пассажирам хорошие возможности для стыковок на Бали, Малайзию и Австралию.

В международный женский день итальянская компания-дискаунтер Wind Jet начала выполнение регулярных полетов в итальянский город Форли, расположенный в 50 км от таких популярных туристических центров, как Римини, Флоренция, Сан-Марино и Болонья. Рейсы осуществляются дважды в неделю на комфортабельных самолетах A-320. По словам директора по маркетингу и продажам Wind Jet Массимо Полимени, «соглашение с «Домодедово» позволило не только использовать современные мощности аэропорта, но и осуществлять удобные стыковки с рейсами во Францию, Испанию, Румынию и Норвегию, а также дополнить широкую сеть маршрутов компании ценным направлением».

Лето открылось в «Домодедово» приходом немецкого перевозчика DBA с рейсами Москва – Штутгарт. В сентябре сообщение между Амманом и Москвой открыла созданная по приказу короля Иордании авиакомпания Royal Jordanian Airlines. Рейсы выполняются дважды в неделю на воздушном судне Airbus-320 с салонами бизнес- и эконом-класса. Далее последовали британцы в лице bmi, подписавшей соглашение о совместных рейсах с российской «Трансаэро». Авиакомпания стала пятым по счету членом глобального альянса Star Alliance, выполняющим рейсы из «Домодедово». Цена билетов на рейс bmi Москва – Лондон – Москва выгодно отличается от тарифов, предлагаемых двумя национальными перевозчиками стран, а перелеты выполняются дважды в день на бортах A-320. Кстати, маршрут «Домодедово» – Heathrow был разработан авиакомпанией специально для внедрения на авиарынок новых стандартов: новый стиль кресел в салоне бизнес-класса с расстоянием между креслами в 41 дюйм (для сравнения: расстояние у British Airways – 34 дюйма, а у «Аэрофлота» – 38 дюймов); комфорт, который обычно ожидают пассажиры дальних рейсов – например, шампанское или апельсиновый сок перед взлетом, а также индивидуальный видеоплейер с возможностью просмотра телепрограмм, новейших художественных фильмов и прослушивания музыки.

Кстати, осенью «Трансаэро» открыла еще несколько новых маршрутов – в Амритсар (Индия), Вену (Австрия) и Абу-Даби (ОАЭ).

Но на достигнутом год не закончился: в конце его стало известно о новых планах. С 21 декабря из «Домодедово» в Нюрнберг дискаунтер Air Berlin запускает три рейса в неделю. Эксперты называют новинку одной из наиболее интересных в зимнем сезоне, поскольку до сих пор с этим южногерманским городом прямого сообщения из российской столицы попросту не существовало. Заявленная минимальная цена билета – 99 евро.

Больше хороших услуг

Однако «Домодедово» расширяется не только за счет привлечения новых авиаперевозчиков, но и путем инноваций в обслуживании рейсов и пассажирских сервисов.

В рамках машстабной реконструкции в 2006 году к комплексу добавлено 50 000 кв. м технологических площадей. В 2007 году площадь терминала должна составить 220 тыс. кв. м. В настоящий момент в аэропорту реализуется проект строительства торгово-развлекательного комлпекса «Домодедово плаза» общей площадью 15 500 кв. м, в котором будут открыты 50 новых торговых точек (рестораны, магазины, кинотеатр, «кафе на крыше» со смотровыми площадками, позволяющими видеть взлет и посадку самолетов). Достраиваются дополнительные этажи над галереями Внутренних и Международных линий.

В октябре в аэропорту открылся новый бизнес-зал – Silver Lounge. «Серебряный зал» площадью более 190 кв. м расположен в «стерильной зоне» галереи международных воздушных линий, после зоны досмотра пассажиров). В зале 44 посадочных места, а его пропускная способность составляет 300 пассажиров в сутки. Дизайн и концепция сочетают в себе стиль хай-тек и мягкость старого дерева. Предназначена новинка прежде всего для родителей, путешествующих вместе с детьми. Обслуживание детей, путешествующих с родителями, является бесплатным.

Аэродромная служба международного аэропорта «Домодедово» основательно подготовилась к зимнему сезону 2006–2007 гг. В преддверии пика зимнего пассажиропотока специалистами аэропорта был проведен ряд мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания перронного комплекса аэропорта и авиакомпаний – например, сезонное техобслуживание и ремонт специального автотранспорта.

В сентябре стартовали две новые интермодальные программы: «Из центра Москвы до Казани за 3 часа» и «Из центра Москвы до Львова за 250 минут». Первая из них – совместный проект аэропорта с авиакомпанией «Татарстан», вторая – с авиакомпанией «Львовские авиалинии». Благодаря скоростной транспортной системе (СТС), связывающей «Домодедово» с центром Москвы, пассажиры получили возможность зарегистрироваться на рейс на терминале Павелецкого вокзала и за 40 минут добраться на аэроэкспрессе до аэропорта. Оформление пассажиров интермодальных программ на терминале Павелецкого вокзала заканчивается за 1 час 35 минут до планируемого времени вылета из аэропорта, а по прибытии в «Домодедово» пассажиры проходят зоны спецконтроля без очереди, через стойку бизнес-класса.

Мировое признание

И напоследок о наградах. В августе, по данным отчета Международного совета аэропортов, «Домодедово» занял 89-ю позицию в рейтинге аэропортов мира с показателем пассажиропотока 13 млн. 960 тыс. чел. Отчет включает в себя итоги деятельности 1076 аэропортов. По сравнению с аналогичным отчетом 2004 г. аэропорт улучшил свои позиции в рейтинге на 6 пунктов, переместившись с 95-го места на 89-е. Ну а в сентябре «Домодедово» стал финалистом конкурса Airport Marketing Awards в категории аэропортов, чей пассажиропоток варьируется от 10 до 25 млн. чел. в год. Престижная награда является признанием достижений «Домодедово» в области маркетинга его основными клиентами – авиакомпаниями, ведь именно их голосованием выбираются лидеры.

Год за годом: этапы большого пути

1948 Решение Политбюро о необходимости строительства аэропорта

1951 Первые просеки для военного аэропорта

1954 Постановление Совмина СССР – утвержден участок для строительства Второго московского аэропорта

1956 Образована дирекция строительства объекта № 306 (аэропорт Москва-II)

1958 Начало строительства первых домов

1962 Первый ордер на заселение в авиагородке

1963 Первые грузовые и почтовые рейсы из аэропорта «Домодедово» – Ту-104 и Ил-18. Из «Внуково» в «Домодедово» перебазировано подразделение Ту-104 – 211 Летный отряд.

1964 Первый дальнемагистральный полет пассажирского Ту-114 в Хабаровск

1966 Начало регулярных пассажирских полетов Ил-18 в Братск. Первый электропоезд ЭР-1 отправляется от Павелецкого вокзала до аэропорта

1967 Первый технический рейс Ил-62 в Хабаровск. Воздушный парад в честь 50-летия Октябрьской революции

1971 Начало регулярных полетов Ан-12 в Заполярье

1975 Первый беспосадочный полет сверхзвукового Ту-144 в Алма-Ату

1978 Первый беспосадочный полет Ил-62 по протяженной трассе в Петропавловск-Камчатский

1983 Первый регулярный рейс широкофюзеляжного Ил-86 в Ташкент

1992 Присвоение аэропорту статуса международного

1993 Первый полет Ил-96-300 в Анкару

1995 Сдача в эксплуатацию нового грузового терминала

1996 Сдача в эксплуатацию нового международного зала

2004 Начало реконструкции аэровокзального комплекса

2007 Завершение реконструкции, 45-летие аэропорта «Домодедово»

"