Posted 23 ноября 2003,, 21:00

Published 23 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Зона особой тревоги

23 ноября 2003, 21:00
В минувшую пятницу в Москве прошел третий Всероссийский съезд по охране природы, организатором которого выступило Министерство природных ресурсов (МПР). Участниками съезда был сделан неутешительный вывод: экологическая ситуация в стране остается очень напряженной. В качестве решения этой проблемы они предложили разрабо

Открывая съезд, министр природных ресурсов Виталий Артюхов озвучил сенсационные цифры. Оказывается, около 15% российской территории не соответствует нормативам экологической безопасности. Хотя именно здесь проживает 60% всего населения и здесь же производится основная часть ВВП. Крайне удручает качество воды: почти половина источников центрального водоснабжения не укладывается в существующие нормы. В связи с этим с каждым годом в регионах накаляется экологическая обстановка. На сегодняшний день, например, неблагополучными зонами признаны города Уральск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Череповец и ряд других, а некоторые из них, в частности Карабаш и Чапаевск, находятся просто в бедственном положении.

Но это, конечно, не означает, что в России ничего не делается по части улучшения состояния окружающей среды. Как заявила заместитель министра природных ресурсов Ирина Осокина, МПР выполнило все положения, которые были прописаны в общей резолюции второго съезда. Прежде всего речь идет о сотрудничестве России с другими странами в области охраны окружающей среды. Результатом этого стало подписание РФ конвенции о стойких органических загрязнителях, об охране морской окружающей среды Каспийского моря. Заместитель главы МПР коснулась и Киотского протокола. По ее сообщению, сейчас реализуются три пилотных проекта в Новгороде, в Ленинградской и Свердловской областях по созданию рынка по торговле квотами, которые должны показать, будут ли действовать механизмы Киотского протокола и насколько реальна их экономическая эффективность.

Впрочем, для улучшения состояния окружающей среды в России международного сотрудничества в этой области явно недостаточно. Для этого, по мнению участников съезда, требуется существенное изменение внутреннего правового поля. В частности, необходимо разработать программы по реабилитации здоровья населения, по уничтожению стойких органических загрязнителей и других опасных химических веществ. Кстати, в этой области МПР недавно завершило большой проект по инвентаризации выбросов ртути. Кроме того, требуется разработка региональных нормативов качества окружающей среды с учетом специфики загрязнения территории. Как ни странно, но в России до сих пор нет перечня самых экологически неблагополучных территорий, проживание на которых представляет реальную опасность для здоровья людей.

С учетом всего этого особую актуальность приобрел вопрос о принятии специального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Как отметил глава МПР Виталий Артюхов, «сегодня многие компании пытаются сэкономить на природоохранных мероприятиях». По новому закону, как он объяснил, плата за вред, причиненный окружающей среде, «станет не частью фискальной нагрузки на бизнес, а стимулирующим механизмом». Главу МПР поддержал глава комитета по экологии Госдумы Владимир Грачев, который предложил создать вневедомственный надзорный орган в области охраны природы. Он также высказался за то, чтобы Федеральное собрание считало «приоритетным рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности».

"