Posted 23 октября 2012,, 20:00

Published 23 октября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

Крепости духа

Крепости духа

23 октября 2012, 20:00
На днях жильцы одного из многоквартирных домов в Белгороде добились того, чтобы прокуратура и суд признали незаконным передачу под строительство епархиального центра участка земли, относившегося к этому дому. Строительство церквей, развернувшееся во многих российских городах, все чаще приводит к конфликтам с гражданами

Жители многоквартирного дома №20 по Свято-Троицкому бульвару в Белгороде уже больше полугода отбиваются от строительства епархиального центра Белгородской и Старооскольской епархии. Вначале храмовый комплекс планировали возвести по соседству с домом. Однако выделенного участка земли не хватило, и тогда чиновники передали РПЦ часть придомового участка. Официально – 738 кв. метров, фактически – более 1200 кв. метров, или почти половину всей придомовой территории. Примечательно, что акт согласования придомового участка в прежних границах администрация Белгорода утвердила в минувшем году, однако, когда появился проект строительства епархиального центра, чиновники назвали свое прежнее решение ошибочным. Жительница дома Елена Сутягина сообщила «НИ», что никто граждан о проекте строительства не информировал, и «все сведения приходилось собирать по крупицам». На днях иск прокуратуры Белгородской области о незаконности передачи части придомовой земли под строительство епархиального центра удовлетворил Октябрьский районный суд Белгорода. Однако, по словам местных жителей, стройка все равно продолжается.

Строительство церквей развернуто во многих российских городах. В РПЦ ссылаются на нехватку храмов в спальных районах мегаполисов и говорят о желании довести обеспеченность церквями до среднего по стране показателя – один храм на 11 тыс. жителей. Однако отсутствие пригодных для застройки свободных участков земли вынуждает размещать храмы на месте скверов, парков и гаражных кооперативов, что приводит к конфликтам с местными жителями. Представители РПЦ утверждают, что протестуют единицы, подавляющее большинство местных жителей возведение церквей поддерживают, а к возражениям тех, кто «выгуливал на этом месте собачку и теперь выгуливать не сможет», прислушиваться не стоит.

Однако во многих случаях не прислушиваются даже к мнению жильцов дома, возле которого разместится будущий храм. Так произошло в столичном районе Марьино, где церковь планируют построить на территории Дюссельдорфского парка. Согласно проекту, храм вплотную прилегает к забору парка, и жильцы дома, расположенного в нескольких метрах от забора, до сих пор ищут участников якобы состоявшихся в феврале этого года публичных слушаний, на которых большинство проголосовали за строительство церкви. Граждане о планируемой стройке узнали лишь в августе, когда на месте будущего храма появился крест. Сейчас жильцы собирают подписи и готовят обращение в суд об отмене итогов этих слушаний. Настоятель будущего храма отец Михаил Сергеев рассказал «НИ», что «сам был на публичных слушаниях, видел, что помимо моих прихожан были и новые люди, спрашивал, откуда они, а мне говорили, что местные жители, когда узнали о строительстве, попросили прийти и поддержать их». В свою очередь, председатель ТСЖ одного из соседних домов заявил «НИ», что жильцов никто не оповещал, а в его доме «православных много, но даже из них за строительство храма в парке выступает мало кто».

Протестуют против возведения церквей и жители Санкт-Петербурга, где строительство храма планируется рядом с жилым комплексом «Новый Оккервиль» на окраине города. Местные жители говорят, что покупали квартиры в новостройке рядом с парком для того, чтобы гулять с детьми, а не чтобы слушать звон колоколов и наблюдать похоронные процессии. В поселке Гать (Орловская область) жители похитили крест, установленный на месте будущего храма. Так они выразили протест против действий чиновников, которые передали здание недостроенной школы на баланс Орловско-Ливенской епархии. Жители уже много лет добиваются окончания строительства школы. Но власти решили, что церковь людям нужнее, и помимо недостроенного здания школы передали РПЦ гектар земли общего пользования, ранее предназначенной по генплану для строительства медпункта, торгового центра и клуба.

Церковь – не фонтан

Жители Томска сейчас пишут письма чиновникам с требованием разъяснений по поводу возведения храмового комплекса из восьми построек на территории березовой рощи в Ленинском районе города. На общественных слушаниях, где строительство поддержали, присутствовали лишь два человека, и теперь горожане обратились в администрацию Ленинского района и районную прокуратуру с требованием заморозить стройку и провести новые публичные слушания. «Необходимо, чтобы были соблюдены интересы жителей с выяснением, нужны ли им религиозные объекты, и если да, то в какой мере», – говорит депутат законодательной Думы Томской области Антон Шарыпов.

Недовольны проектом строительства православного храма и жители города Бийска Алтайского края. Граждане требуют вернуться к первоначальному проекту и строить на этом месте спортивный комплекс. Противники строительства храма утверждают, что провели опрос 69 жильцов окрестных домов, и за храм высказались только 11 при условии, что церковь появится в другом месте. Жители Самары протестуют против строительства храма в сквере за городским Домом молодежи. Горожане требуют вместо храма обустроить там детскую площадку и восстановить фонтан, который раньше был на этом месте. В Самарской епархии возражают, что собрали за строительство храма более 1400 подписей, а деятельность противников постройки церкви называют провокацией.

В Саратове инициатива городских чиновников и церковных иерархов восстановить собор Александра Невского, располагавшийся ранее на месте стадиона «Динамо», в конце сентября спровоцировала протестный митинг. В резолюции митинга говорится, что «справедливость – это не только сохранение истории и восстановление утраченных памятников, но в первую очередь и учет интересов живущих сегодня». По мнению инициаторов протестной акции, построить собор следовало бы в другом месте, перенеся туда с территории стадиона «Динамо» захоронения священников, если они там действительно сохранились.

Гараж отпущения

В спальных районах Москвы места под строительство будущих храмов выбирали власти районов, которые предложили «самые удобные, по их мнению, участки», рассказал «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев. Депутат признает, что нередко местных жителей об обязательных в таких случаях общественных слушаниях не оповещали, но заверяет, что все подобные факты «зафиксированы», и «по каждому будет разбирательство». В Фонде поддержки строительства храмов в городе Москве «НИ» сообщили, что «обычно для каждого храма выделяют несколько возможных участков, из которых представители церкви выбирают наилучший». Местные жители строительство поддерживают, заверяет «НИ» пресс-секретарь Фонда Анастасия Дашкова: «Протестуют два-три человека».

В некоторых случаях, как выяснили «НИ», протестующих значительно больше. Так, владельцы гаражей по улице Ясеневая в столичном районе Зябликово уже несколько месяцев пытаются добиться от районной управы каких-либо документов, подтверждающих законность передачи этого участка земли под строительство церкви. Как рассказал «НИ» владелец одного из гаражей, о грядущем сносе им сообщил один из чиновников, однако никаких документов на руки не дал. В качестве компенсации гражданам выделили места в паркинге, расположенном в трех километрах от микрорайона, тогда как гаражи стояли в нескольких сотнях метров. «Мы не против церкви, но для ее строительства можно было выбрать другое место», – убеждены члены гаражного кооператива.

Борьбу со строительством храма развернули и жители домов, прилегающих к скверу у кинотеатра «Енисей» в столичном районе Северное Измайлово. Противники строительства называют это место «единственным зеленым островком для жителей ближайших улиц». На общественных слушаниях большинство участников высказались против, но потом, по словам местных жителей, «неясным образом появились еще более 500 голосов за храм», и «кто эти люди, в управе объяснять не стали, показали только списки, закрыв данные о месте прописки и ссылаясь на неразглашение личной информации». Неожиданную поддержку горожане нашли в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, который отказался согласовывать проект храма в связи с тем, что строительство «повлечет за собой уничтожение озелененной территории общего пользования с возрастными деревьями ценных пород».

Попытка построить церковь в парке на Ходынском поле и вовсе привела к созданию движения «За наш парк!», к которому уже присоединились свыше 40 инициативных групп москвичей, протестующих против вырубки зеленых зон и их застройки как церквями, так и торговыми центрами и другими объектами. Первый митинг нового движения прошел в сентябре, после чего сторонниками строительства церкви были избиты активисты Сергей Цыганов и Алексей Самсонов. «Когда руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов пытался забрать подписные листы в защиту Ходынского парка, Алексей пресек его действия, после чего Фролова задержала полиция. После митинга для составления объяснительной в отделение поехали и мы. Когда я и Алексей вышли из полиции, сзади на нас напали два человека и избили. Алексей сразу потерял сознание, я успел оказать сопротивление и заметить, что один из нападавших был в отделении, беседовал с группой Фролова», – рассказал «НИ» Сергей Цыганов. Мужчина три недели провел в нейрохирургическом отделении больницы и перенес операцию по восстановлению кости предплечья. Кирилл Фролов в беседе с «НИ» назвал обвинение в избиении участников митинга на Ходынском поле «вопиющей ложью» и заявил, что «всю воду мутит группа из пяти человек, которые передвигаются по городу под вымышленными именами, прикидываются местными жителями и подрывают ход строительства храмов».

Строить храмы в спальных районах необходимо, говорит «НИ» профессор Московской духовной академии Андрей Кураев: «Церковь – это как больница рядом с домом. Не нужна – и хорошо, а понадобится, о тебе позаботятся и помогут даже ночью». По словам диакона Андрея Кураева, «появление среди многоэтажек зданий, которые имеют свое лицо, – один из способов сохранения психического здоровья наших граждан». Когда проходил опрос москвичей, посвященный тому, какие постройки им хотелось бы видеть, храмы стояли в самом конце списка, возражает в беседе с «НИ» директор «Левада-Центра» Лев Гудков. По его словам, в первую очередь речь шла о дорогах, местах отдыха и детских учреждениях: «Не думаю, что людям нравится, когда храмы строятся под окнами или на территории значимых для них объектов. У граждан другие приоритеты. Мне кажется, это искусственная политика церкви, которая хочет утвердить свое присутствие в пространстве города».

Как бы вы отнеслись к строительству церкви возле вашего дома?

Мария АРБАТОВА, телеведущая, общественный деятель:
– К массовому строительству храмов в спальных районах я отношусь крайне отрицательно. Вместо того чтобы заниматься откатами на строительство, РПЦ следовало бы обратить внимание на состояние старых храмов, представляющих историческую ценность. Когда я была в Липецке, то меня поразил вид позабытого всеми, наполовину снесенного храма Растрелли. К тому же нет необходимости в таком количестве храмов. По данным социологических опросов, у нас в стране только 5% воцерковленных людей. Все остальные, которые называют себя православными, просто судят по факту крещения, но не ходят в церковь регулярно. Я живу рядом с Третьим транспортным кольцом, у нас в районе три храма, но ни один из них не забит даже в праздники. Одна из целей РПЦ в данной ситуации – идеологическая экспансия. Думаю, что им нужно выбрать другую тактику. Когда РПЦ перестанет заниматься репрессивной политикой, а станет больше внимания уделять просвещению и благотворительности, тогда и появятся люди, заинтересованные в строительстве храмов.

Борис ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель Детской академии «Останкино» и творческого объединения детского киножурнала «Ералаш»:
– Церквей для верующих и так хватает. Когда я слышу о расширяющемся строительстве храмов, то вспоминаю город Боровск – маленький город с таким огромным количеством церквей. Ну зачем? Вместе с тем у нас нигде не прописано, что православные находятся в привилегированном положении. Если строят православные храмы в таком количестве, то почему бы не строить и мечети с синагогами? Получается какая-то дискриминация. Недалеко от моего дома находится кафедральная мечеть, люди в праздники стоят на улице. Это же несправедливо, что мусульманам некуда ходить молиться.

Записала Марина КОЛОКОЛОВА

"