Posted 23 сентября 2007,, 20:00

Published 23 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Молитва на орбите

Молитва на орбите

23 сентября 2007, 20:00
Российская комиссия, отбирающая членов экипажей космических кораблей, одобрила кандидатуру гражданина Малайзии Музафара Шикора для полета на корабле «Союз» и работы на Международной космической станции (МКС). Поскольку 10 дней, которые г-н Шикор проведет на орбите, приходятся на священный для мусульман месяц Рамадан, р

На 10 октября намечен старт космического корабля «Союз ТМА-11» с экипажем 16-й основной экспедиции Международной космической станции (МКС). Вместе с россиянином Юрием Маленченко и американкой Пегги Уитсон (она, кстати, станет первой женщиной-командиром МКС) на орбиту на 10 дней отправится первый космонавт Малайзии врач Музафар Шикор. Ему предстоит выполнить большую программу медико-биологических исследований, не забыв при этом, что он ревностный мусульманин. Полет приходится на священный месяц Рамадан, что делает миссию г-на Шикора особо сложной.

Помочь ему вызвались 150 исламских богословов, которые разработали подробнейшую инструкцию проведения Рамадана в невесомости на высоте 350 км от Земли.

Главным пунктом инструкции стало совершение намаза – ежедневной пятикратной молитвы. Мусульманин должен совершать намаз, встав на колени и обратя лицо в сторону Мекки. Поскольку стоять на коленях в условиях отсутствия гравитации весьма затруднительно, Музафару Шикору дозволено славить и молить о милости Всевышнего, плавая по станции. Вместо обязательного омовения рук перед молитвой ему разрешили протирать их влажной салфеткой. Если же салфетки вдруг закончатся (малайзийские богословы предусмотрели и такое), астронавт может символически «очистить святой пылью» лицо и руки, даже если нет никакой пыли внутри МКС.

При таких послаблениях он должен сделать все возможное, чтобы обратиться лицом к Мекке. Ориентироваться он намерен с помощью астрономических приборов. В качестве варианта предлагается найти на поверхности Земли то место, откуда астронавт-мусульманин взлетел – то есть Байконур.

Во время Рамадана предписан строгий пост от рассвета до заката. Музафар Шикор заявил, что постарается и в этом проявить усердие, но признался, что если он все же не выдержит поста, ему разрешено будет сделать это постфактум, по возращении на Землю. В космическое меню, по данным «НИ», включены кое-какие халяльные продукты, но в 20-страничной инструкции, врученной г-ну Шикору, оговаривается: «Если сомнительно, что пища приготовлена согласно правилам, должно есть ровно столько, чтобы избежать голода».

Музафар Шикор будет девятым мусульманином, который полетит в космос. Правда, ничего не известно о том, соблюдали ли его предшественники религиозные каноны. А вообще околоземное пространство давно стало таким же многоконфессиональным, как и земное. Немало религиозных людей среди астронавтов США. Их молитвы звучали даже с поверхности Луны. Наши космонавты брали с собой на орбиту иконы Богородицы, святых Даниила Московского, Георгия Победоносца, великомучениц Анастасии и Варвары, преподобного Ильи Муромца. Впервые полетевший в космос в 1987 году Владимир Титов получил благословение митрополита Филарета (Вахромеева), тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей Московской патриархии.

Когда первый космонавт Израиля (вообще-то, говорят, человек неверующий) захотел провести в космосе, как положено, субботу, раввины объяснили ему, что суббота – понятие сугубо земное. Принцип «от захода до рассвета» перестает работать, поскольку вращающийся вокруг Земли корабль 16 раз «влетает» в субботу и «вылетает» из нее. Кроме того, трудно соблюдать субботу, если другие члены экипажа работают. Тем не менее, молитву на орбите Илон Рамон все же сотворил. Увы, подробности космической молитвы остались неизвестны. Илон Рамон погиб вместе с другими членами экипажа челнока «Колумбия», возвращаясь на Землю.

В РОССИИ ПОСТРОЯТ ВТОРОЙ КОСМОДРОМ

Программа развития российской космонавтики до 2040 года предусматривает создание нового пилотируемого корабля, способного летать не только вокруг Земли, но также к Луне и Марсу. Он будет выводиться в космос мощной ракетой-носителем, для которой потребуется новый стартовый комплекс. Построен он будет уже к 2020 году на Дальнем Востоке. Об этом заявил в конце прошлой недели глава Роскосмоса. В настоящее время, по словам Анатолия Перминова, рассматриваются шесть точек, в том числе законсервированный военный космодром Свободный. По данным «НИ», еще один наиболее предпочтительный вариант – местечко Каменный Ручей на побережье Татарского пролива, между материком и Сахалином.
Анатолий Перминов добавил: «Байконур нельзя исключить ни из нашей пилотируемой, ни из коммерческой программы, поэтому Россия и Казахстан просто обречены работать вместе». Однако нельзя исключить и того, что через 15–20 лет Байконур будет нами потерян. Хотя аренда космодрома истекает в 2050 году, ее условия казахская сторона может ужесточить – например, ввиду засорения окружающей среды. Как раз в эти дни специалисты приступили к рекультивации почвы на месте падения ракеты-носителя «Протон-М», потерпевшей катастрофу 6 сентября. Повторение подобных инцидентов может привести к осложнению отношений между двумя странами.
В итоге мы можем остаться с одним-единственным Плесецком в Архангельской области. Эксперты убеждены: развивать на нем пилотируемую космонавтику не получится. Выведение с него спутников на геостационарную орбиту на треть сложнее для ученых и накладнее для бюджета, чем с Байконура. Впрочем, строительство нового космодрома продиктовано еще и геополитическими интересами. Китай объявил о том, что у него скоро появится еще один, четвертый по счету ракетный полигон, обслуживающий ракеты и спутники нового поколения. Поэтому Свободный можно рассматривать и как наш ответ Пекину.

"