Posted 23 сентября 2003,, 20:00

Published 23 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Серое» будущее

23 сентября 2003, 20:00
Государственная таможенная служба отрапортовала вчера о своих успехах в 2002 году. По словам первого зампреда ГТК Леонида Лозбенко, больше всего таможенники гордятся резким снижением количества контрабандных товаров на российских рынках. ГТК приписывает эту заслугу себе, но независимые эксперты не спешат соглашаться.

Приведенные вчера Леонидом Лозбенко цифры действительно впечатляли. По словам первого зампреда ГТК, в 2002 году российские таможенники стали не только более аккуратно собирать платежи за ввоз товаров, но и добились успехов в оформлении грузов. Так, в 2000 году максимальное время оформления таможенных грузов внутри страны составляло 10 дней. «К 2003 году этот показатель сократится до 3 дней, а в 2008 году он, вполне возможно, будет составлять всего 1 день», – подчеркнул Лозбенко в ходе своего выступления на конференции «Перспективы развития таможенной службы России и проект модернизации информационной системы таможенных органов». Так что по крайней мере по этому показателю Россия войдет в число экономически развитых стран: там срок оформления таможенных грузов не превышает 1 дня. Впрочем, 2008 год упоминался вчера неоднократно. К этому году, по словам Лозбенко, планируется внедрение новой информационной системы таможенных органов. Этот проект российские власти реализуют с помощью Всемирного банка, который уже выделил на проект 140 млн. долларов.

Естественно, журналисты не преминули поинтересоваться у первого зампреда ГТК, почему именно 2008 год фигурирует в его заявлениях как новая «точка отсчета». Леонид Лозбенко объяснил, что к этому времени резко возрастет товарооборот России. Так, если сейчас он составляет 174 млрд. долларов, то уже через пять лет этот показатель может выйти на уровень около 220 млрд. долларов в год. Таможенники считают, что наряду с высококачественными товарами в Россию хлынет так называемый серый импорт – откровенные подделки с заграничными наклейками. Мало того, что зачастую эти товары являются опасными для жизни и здоровья граждан или просто не пригодными для употребления – объемы налоговых поступлений с них зачастую гораздо ниже прогнозируемых. Это происходит потому, что часть «серого импорта» составляют товары, которые фиксируются в накладных по заниженным ценам. И если таможенникам не удастся «отделить зерна от плевел», а подлинники от подделок, то бюджет рискует недосчитаться миллионов долларов. Во всяком случае, вряд ли тогда сбудутся прогнозы Леонида Лозбенко о том, что объем таможенных платежей к 2008 году удвоится по сравнению с нынешним показателем и составит порядка 1 трлн. 500 млн. рублей против прогнозируемых 740 млрд. рублей в текущем году и 159 млрд. рублей в 2000 году.

Впрочем, эксперты Высшей школы экономики утверждают, что все не так плохо, как это может показаться на первый взгляд. По их оценкам, число подделок на российском рынке уменьшилось с 60% от общего объема импорта (1999 год) до 12% (2002 год). К таким выводам они пришли, проанализировав товары 11 групп (алкогольная продукция, минеральная вода, чай, растворимый кофе, спортивная одежда и обувь, бритвенные лезвия, элементы питания и др.). При этом бюджетные потери от «серого импорта», по оценкам аналитиков ВЭШ, сократились с 1 млрд. долл. в 2002 году до 600 млн. долл. в 2002 году. Так что налицо определенный прогресс в деле борьбы с недоброкачественными, а то и просто поддельными товарами.

Однако далеко не все аналитики согласны с этим. По мнению Андрея Ваганова, руководителя отдела стратегических и маркетинговых исследований аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем», оптимистичные заявления о «победе» над «серым импортом» явно преждевременны. «Прежде всего обращает на себя внимание то, что проанализирована в основном ситуация с импортом продукции крупных производителей, таких, как, например, Colgate-Palmolive и Gillette. Но эти компании вкладывают огромные средства в борьбу с контрафактными товарами, и неудивительно, что они добились в этом деле определенных успехов. А как быть в тех секторах, где производители разрознены, как, например, в производстве высокотехнологичной продукции? Даже с точки зрения рядового потребителя становится очевидным, что российский рынок буквально завален контрафактными аудио- и видеоносителями и компьютерными программами. Проследить всю цепочку поставки этих товаров в Россию и понять, на каком этапе «липа» проникает в розницу, крайне сложно. Ситуация усугубляется и тем, что эти же товары производятся внутри страны, – отметил Андрей Ваганов в интервью «НИ».

Вот почему, по мнению экспертов, даже если российские таможенники и впрямь добьются успехов в противодействии «серому импорту», большой пользы экономике это не принесет. Бывшие контрабандисты просто перенесут нелегальные производства подальше от «бдительного ока» ГТК – на территорию России. Будет ли от этого лучше российским потребителям, можно только гадать.