Posted 23 сентября 2003,, 20:00

Published 23 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Ограниченный контингент

Ограниченный контингент

23 сентября 2003, 20:00
Над сельскими школами нависла реальная угроза. Они навсегда могут исчезнуть из нашей жизни вместе с тихо вымирающими деревнями. Содержать крупные «фабрики знаний» в городах, оказывается, дешевле, чем очаги образования на селе. Но что делать с отдельно взятым учеником, ради которого затевались все реформы? В селе Никуль

Занятия в Никульской школе строятся, как у всех малышей, – математика, перемена, русский язык, перемена, чтение, перемена, игры... Но все-таки уклад здесь особый. Дух домашний, теплый. К 9 часам заботливая нянечка, она же истопник и повар, Ольга Светличная (которая тоже окончила эту школу) накрывает завтрак в гостиной. На столе йогурт, сырки, чашка чая. «Иногда отвариваем куриные яйца – ребенку надо обязательно что-то горячее», – раскрывает свои педагогические секреты Ольга.

К завтраку наведывается жеманный кот Василий. А провожает Наташу с занятий до самого дома Шарик – дворняга с характерными чертами далматинца. Наташа вообще больше дружит с животными – разговаривает с курицами, гоняет злого индюка. А с кем еще дружить? Одноклассников-то нет. Даже за косичку некому подергать. Школа без одноклассников – если вдуматься, какое это суровое испытание!

С виду обычная сельская школа. Два раскидистых дерева, тополь и ясень, две изящные колонны в стиле советского классицизма осеняют вход в одноэтажное строение 50-х годов. Запыленный указатель на обочине возвещает: «Осторожно: дети!»

А детей тут, в сущности, всего ничего: семилетняя Наташа Шувалова. Три комнаты бывшего здания сельсовета – просторная столовая, крохотный тренажерный зал и уютный класс на десять парт с приемником и стереопроигрывателем – отданы в ее полнейшее распоряжение.

Мелодичный колокольчик на столе учительницы (она же и директор) заменяет «паровозный гудок» с урока.

«Место у нас тихое, историческое, красивое», – хвалятся сельчане. Из окна комнаты, где Наташа делает по утрам гимнастику, открывается роскошный вид на Свиблов луг, где Дмитрий Донской, по преданию, проводил смотр войск перед Куликовской битвой. Тишина, аромат спелых яблок. Рядом церковь, магазин, медпункт, библиотека. И все-таки сердце любого, даже самого маленького населенного пункта – школа. Нет ее – жизнь замирает.

Мысль не нова. «Ну а вам-то школа зачем? – допытываюсь у слегка озадаченного педколлектива числом три штатных единицы. – Не легче ли сэкономить отпускаемые каждый год 114 тысяч – и пустить комфортабельный желтый экспресс до соседней Радужненской десятилетки?».

«Вы что, не понимаете? – робко вступает в разговор сельский библиотекарь Галина Дмитриевна Молчанова. – Это же главная часть Никульского благосостояния. И потом, чем меньше школа, тем уютнее. К нам заходят люди позвонить, не у всех свои телефоны проведены. Просто посидеть, отогреться. Время коротают до прихода рейсового автобуса. И умиляются: «Как у вас хорошо! Как интересно!» Здесь букет в антикварной вазе, там выставка живописных работ выпускников, а в холле – фотоуголок, школьная летопись в картинках.

Говорят, родители Наташи Шуваловой Вера Борисовна и Михаил Анатольевич Бога молили, чтобы «их» школа не закрылась. В семье трое детей, перспектива круглый год возить Наташу, а потом и младших братьев в Дружнино (автобус стартует в 7.00) никак их не радовала.

Судьба старейшей в Коломенском районе четырехлетки (через год она справит 120-летие) долгое время висела на волоске. Демографическая ситуация в селе Никульском, считай, та же, что и по России: на каждого новорожденного приходится тринадцать отошедших в мир иной. Еще в начале прошлого века здесь числилось 600 жителей, сегодня – 224. По альтернативным данным (из райцентра) и того меньше – 189. И то треть из них – дачники. Детей – тридцать душ. В прошлом году в начальную школу ходили всего три малыша. В этом – всего одна девочка. Вывод, казалось, предрешен: школу надо закрывать. Или, говоря научно, «оптимизировать»: возить детвору в соседние укрупненные десятилетки.

Оставалось собрать сельский сход, запротоколировать недолгие дебаты и «оформить», как положено, несложную процедуру по ликвидации нерентабельного детского учреждения. Но тут в дело вмешался человеческий фактор.

Нина Дмитриевна Овчарова, директор Никульской начальной школы, рассказывает: «Я сама подписи по деревне собирала, обошла 166 дворов. У самой сердечко, не скрою, колотилось: закроют – не закроют? Но вот чудо: ни один человек не поддержал. Ни один! У большинства наших стариков ни детей не осталось, ни внуков. А голосовали, не сговариваясь, за сохранение убогой четырехлетки...»

«Отстояли свою колыбель, – подвел итоги опроса сельчан глава Никульской администрации Евгений Богданов. – Стало быть, мнение народа вес имеет...»

Скажут: сюжет любопытный, но зачем об этом так подробно писать? Конечно, ситуация с Наташей Шуваловой просто из ряда вон. Но правда и то, что такие «школы-одиночки» могут стать не исключением, а правилом в России, которая теряет каждый год сотни тысяч не рожденных в конце прошлого века учеников, а в результате недосчитается десятков живых еще пока поселков, деревень, аулов, станиц. Готовы ли мы к такому повороту событий?..

Набег журналистов не нарушил учебных планов. И Наташу не смутил. Честно говоря, она не отличается особо приветливым нравом. Если оценивать ситуацию по всей строгости, без «сантиментов» о Наташиной дружбе с кошками-курами, то получается, что всего в ста километрах от Москвы растет семилетняя Маугли. Пусть и под присмотром педагогов. «Мне кажется, у девочки завышенная самооценка, – шепотом делится учитель. – С этой проблемой еще предстоит поработать...»

Поживем-увидим. На следующий год у Наташи появится классный, точнее, первоклассный друг с соседней улицы. «Контингент школы сразу удвоится!» – торжествует Нина Дмитриевна.

"