Posted 23 августа 2009,, 20:00

Published 23 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

«Преступников провоцирует беспечность граждан»

23 августа 2009, 20:00
В Тверской области расследуется дерзкое нападение на инкассаторов, совершенное в начале минувшей недели тремя преступниками. Тогда грабители отняли четыре млн. рублей у сотрудников одного из участков Тверского областного управления инкассации. Все трое перевозчиков денег были ранены, один из них позднее скончался в бол
Сюжет
Банки

– Перевозчиков крупных сумм денег грабят почти каждую неделю. Профессия инкассатора становится опасной?

– На инкассаторов в Москве за этот год не было ни одного нападения. Нападают на тех, кто неофициально перевозит большие суммы денег – «черный нал». И на сотрудников частных охранных предприятий, у которых нет лицензии на осуществление такой деятельности. Например, в апреле пытались ограбить перевозчиков денег на Триумфальной площади. Сотрудники ЧОПа оказали достойное сопротивление нападавшим и тяжело ранили одного из них. Но чаще мы имеем обратную ситуацию.

– Почему?

– Потому что во многих ЧОПах сотрудники не проходят специальную физическую подготовку. Большинство из них даже не умеют пользоваться табельным оружием. Работодатели не заинтересованы брать на работу профессионалов, которым нужно хорошо платить, и в ЧОПах работают за небольшую зарплату люди из регионов. За такие деньги они не хотят рисковать своей жизнью. Бандиты об этом знают и пользуются этим.

– В какой мере на активность бандитов повлиял кризис?

– Кризис точно не повлиял, так как нападений в этом году совершено меньше, чем в прошлом. А вот беспечность граждан провоцирует преступников. Граждане везут менять крупные суммы денег на частной машине! В Москве есть несколько обменных пунктов, где меняют деньги торговцы с рынков, представители малого и среднего бизнеса. Там можно сразу же обменять крупную сумму и не платить налог. Но в итоге получается, что их выслеживают и грабят, забирая все.

– Кто грабит?

– В основном нападениями на перевозчиков денег занимаются выходцы с Кавказа. Это доходный криминальный бизнес. Грабители приезжают в Москву по подложным документам, нигде не регистрируются, совершают ограбление и беспрепятственно уезжают домой.

– А ГУВД что, бессильно?

– Мы предпринимаем профилактические меры, работаем вблизи этих обменных пунктов. Но нередко видим такую картину: клиент несет пластиковый мешок, сквозь который просвечиваются пачки денег. И это все видят. У налетчиков возле этих обменных пунктов стоит разведка. Чаще всего наводчицы – женщины, которые следят, как долго клиент пробудет в обменном пункте. У них заранее просчитано, сколько времени нужно потратить на обмен той или иной суммы денег.

– Что же выходит? Люди сами виноваты в том, что их грабят?

– Да, я не понимаю, о чем думают люди, обменивая крупные суммы денег в таких пунктах и рискуя стать жертвами нападения. Обычно все их меры безопасности – это не говорить никому, что будут перевозить деньги, в надежде, что все обойдется. Но они не могут понять, что около таких объектов ждут не персонально их, а просто ждут людей, у которых будет большая сумма денег!

– Как происходит ограбление?

– Бандиты ждут, когда машина остановится на светофоре или попадет в затор. Человек к этому времени уже успокаивается: он отъехал далеко от обменного пункта. Но тут к его машине подбегают два-три преступника с молотками. Раньше налетчики использовали для нападений биты, теперь стараются не привлекать к себе внимания, потому что рискуют быть замеченными, допустим, при проверке машины сотрудниками ГИБДД. А строительные молотки в машине подозрения ни у кого не вызывают. Человек в машине не понимает, что происходит, в то время как налетчики разбивают стекла и выхватывают пакет с деньгами. Если в автомобиле несколько людей, их держат на прицеле пистолета. Если жертва сопротивляется, ее избивают. Затем преступники скрываются.

– И что же милиция? Разве их трудно найти по номеру авто?

– Номера у бандитов, как правило, ворованные – их снимают с чужих машин незадолго до нападения. Но часто потерпевшие не могут вспомнить даже марку машины налетчиков.

– А свидетели? Нападают же в людных местах среди бела дня.

– Случаи, когда есть свидетели, можно пересчитать по пальцам. Да, нападение на машину видят все. Но загорается зеленый, и все уезжают. Очень редко граждане звонят и говорят, что на их глазах произошло ограбление. А мы, даже когда задерживаем преступную группу, не можем вменить им все нападения, которые они совершили, – по многим случаям нет улик и свидетелей. Получается, что банда задержана, но часть совершенных ею преступлений остается нераскрытой.

– А сколько раскрываете?

– За первое полугодие нынешнего года было совершено 45 нападений, раскрыто – 15, то есть 30%. Кроме того, в 2009 году мы раскрыли 12 нападений, совершенных в прошлом году. Следствие длится очень долго. Например, в апреле прошлого года мы задержали преступную группу. Все – ранее судимые. По утрам они собирались, обговаривали планы, а потом отправлялись в обменный пункт, нападали на клиентов, отбирали деньги. Им вменили 10 разбоев. Дело передали в суд только в мае этого года. Суд еще идет, и бандитам грозит до 15 лет лишения свободы.

"