Posted 23 июля 2014,, 20:00

Published 23 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

Курс акций

Курс акций

23 июля 2014, 20:00
На среднестатистическую массовую акцию в 2014 году приходится в четыре раза больше задержанных, чем на одно аналогичное мероприятие в 2013 году. Такие данные приводятся в опубликованном в среду докладе независимого правозащитного медиапроекта «ОВД-Инфо». По данным докладчиков, в России закрепляется тенденция на огранич

Правозащитники подсчитали, что с января по март 2014 года в Москве на 45 акциях задержаны 1598 человек, тогда как в 2013 году зафиксировано 1463 задержания на 169 мероприятиях. «Таким образом, за первые три месяца было задержано больше человек, чем за весь предыдущий год», – делают неутешительный вывод правозащитники. В среднем на одно мероприятие приходится 35,5 задержания (при 8,7 в прошлом году). В Петербурге же за первый квартал текущего года были задержаны как минимум 192 человека – это почти вдвое больше, чем за предыдущий квартал (111 человек) и почти впятеро больше, чем в первом квартале 2013 года (41 человек). На фоне многочисленных задержаний в обеих столицах количество задержаний в других регионах оказывается минимальным: «Единичные задержания активистов, зафиксированные в Нижнем Новгороде и Воронеже, были связаны исключительно с проведением в этих городах эстафеты Олимпийского огня».

Самые многочисленные задержания происходят на мероприятиях в поддержку политических заключенных (1012 человек на 12 мероприятиях). Наиболее массовыми стали задержания на трех мероприятиях, приуроченных к вынесению в конце февраля приговора по «болотному делу» (877 человек), за ними следуют акции, посвященные ситуации на Украине (442 человека на 15 мероприятиях). Подавляющее большинство мероприятий было не согласовано.

По сравнению с 2012 годом прошлый отличался относительным затишьем. Количество мероприятий с задержаниями в Москве и Подмосковье сократилось на 20%, а годовое число задержаний – на 62%: среднее число задержаний на одно мероприятие снизилось с 18,2 до 8,7. В Петербурге и Ленобласти за год был задержан 461 человек на 42 мероприятиях; в Нижнем Новгороде и Воронеже (и прилегающих к ним областях) произошло соответственно 81 и 33 задержания на 19 и 5 мероприятиях.

При этом, отмечают докладчики, в 2013 году правоохранители по-прежнему продолжали нарушать закон: нередко они не представлялись и не называли причину задержания, необоснованно и безнаказанно применяли насилие при задержании и в отделах полиции, задерживали журналистов и случайных прохожих, к задержанным не допускали защитников, принуждали к дактилоскопии, оставляли в отделении дольше установленных законом сроков. В 2013 году участились случаи уголовного преследования задержанных протестующих: возбуждено 8 уголовных дел.

Ссылаясь на данные Судебного департамента Верховного суда РФ, правозащитники делают выводы, что в случае поступления в суд дела по одной из самых «популярных» статей КоАП – 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия) – шанс избежать наказания довольно высок: «В 46% случаев суд не выносит решения об административном наказании, в 54% – признает задержанного виновным. При этом, если дело все-таки было рассмотрено судом по существу и решение вынесено, обвинительный уклон проявляется отчетливее: при 1377 обвинительных решениях (77%) суд вынес лишь 410 оправдательных (23%)».

Докладчики также отмечают, что, в отличие от Москвы, в других регионах в отношении задержанных чаще применяются административные аресты, а полиция активно использует превентивные задержания, блокируя активистов дома или задерживая до начала публичного мероприятия. Для Нижнего Новгорода и Воронежа характерно большее давление на отдельных активистов вне публичных мероприятий.

В первые месяцы текущего года произошло несколько событий, которые привели к мирным протестам, объясняет «НИ» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. «Поскольку события развивались крайне быстро, эти акции были не согласованы с властями, но проходили абсолютно мирно и в соответствии со всеми международными стандартами, которые РФ обязалась исполнять. Наши правоохранители действовали в традиционном ключе: акция не согласована – значит должна быть остановлена». Г-жа Таубина отметила, что в деятельности сотрудников правоохранительных органов «особых изменений не видит»: «Предполагаю, в дальнейшем они будут действовать с теми же установками, что и ранее».

Правозащитники поясняют, что «уведомление о проведении публичного мероприятия на деле трансформировалось в получение разрешения со стороны властей, которые часто предлагают организаторам неприемлемые условия или полностью запрещают мероприятие». При этом предлоги часто формальные, а иногда носят абсурдный и неправомерный характер. «Негативные тенденции по ограничению права на свободу собраний, зафиксированные в 2012 году, в 2013 году только закрепляются», – подытоживают докладчики.

Факты, приведенные в докладе, прямо противоречат неоднократно заявляемой позиции президента Путина о необходимости всестороннего развития гражданского общества.

"