Posted 23 июля 2009,, 20:00

Published 23 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Вас здесь не стояло

Вас здесь не стояло

23 июля 2009, 20:00
Кирпичных и железных гаражей в столице скоро не будет. Городское правительство намерено снести их, предлагая владельцам покупать места на разборных стоянках и в подземных паркингах. По мнению экспертов, гаражи сносят потому, что в Москве закончилась незанятая земля.

В зале Никулинского райсуда столицы шесть человек, включая судью с секретарем. «Когда я воевал, я точно знал, кто враг и какую цель мне нужно поразить. А сейчас – не знаю!» –распаляется 85-летний ветеран войны Александр Милохин. На днях его гараж в ГСК «Раменский тупик» снесли, и ветеран пришел требовать компенсацию. Председатель ГСК Валерий Шелепов говорит, что гараж Милохина фирма-заказчик работ официально оценила в 65 тыс. рублей.

Представительница управы возражает: по документам на этой территории никакого ГСК не существует, а значит, участок земли свободен. Владельцы гаражей отвечают, что налог на землю платили и управа про существование гаражей знала. А на вопрос судьи, почему еще в 90-е годы не продлили договор об аренде, разводят руками: «Нас не сносили, мы ничего и не делали». Судья назначает следующее заседание на 30 июля и объявляет, что ответчиками помимо фирмы-заказчика выступят столичные власти. «Можно ли вывести из ответчиков управу?», – спрашивает ее представительница. «Нет, все вместе будете отвечать», – говорит судья.

Гараж – роскошь

«Раменский тупик» – один из множества сносимых в Москве гаражных кооперативов. На юго-востоке столицы в начале нынешнего года снесли 600 гаражей в ГСК «Некрасовка», на юге собираются сносить кооператив «Ленинские горы». Уязвимость гаража не зависит от его типа, говорит «НИ» депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. По его словам, в «Некрасовке» сносили бетонированные боксы, в районе «Соколиная гора» – расположенные на благоустроенной территории ракушки, а на улице Изумрудной – стоянку под общей крышей. Земля под ГСК «Нива» на западе столицы понадобилась для строительства путепровода через Киевскую железную дорогу. А по территории ГСК «Ветеран труда» на востоке столицы должен пройти участок Четвертого транспортного кольца между Щелковским шоссе и шоссе Энтузиастов.

Гараж в Москве – роскошь в отличие от автомобиля. На начало 2009 года в столице было зарегистрировано 2,9 млн. личных автомобилей, тогда как общая численность машиномест в ГСК, паркингах и на организованных стоянках немногим более 1,5 млн. Сколько из них капитальных гаражей, неизвестно. Городские власти такую статистику не ведут – в мэрии «НИ» отсылали в префектуры, в префектурах утверждали, что это не к ним. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин в беседе с «НИ» оценил число гаражей в 200 тыс., другие эксперты называют цифру в 400 тыс.

Если считать оценку г-на Митрохина верной, то окажется, что гаражи вместе с подъездными путями занимают не меньше тысячи гектаров, или 10 млн. квадратных метров, столичной земли. «Не занятая ничем земля в Москве закончилась, и земля под гаражами и гаражными кооперативами – один из последних резервов. Поэтому за последние месяцы сильно возросло число конфликтов между властями и владельцами гаражей», – поясняет «НИ» вице-президент «Движения автомобилистов России» адвокат Леонид Ольшанский.

Прощай, чужая земля

Сносят гаражи, как правило, даже без решения суда. На руку властям играет то, что в большинстве ГСК гаражи не были оформлены в собственность как объекты недвижимости. Земля же в собственность не оформлена нигде. «Во времена коммунизма, когда эти гаражи строили, земля под них выделялась, а не оформлялась в собственность. И единственной обязанностью владельца было вовремя платить аренду», – говорит адвокат Ольшанский.

Теперь же власти считают, что они вправе не продлевать срок аренды и поступать с землей по своему усмотрению. Даже если гараж был оформлен в собственность, его владелец имеет право лишь на компенсацию, которая в разы ниже рыночной стоимости. «Аккредитованная оценочная комиссия, которую прислала префектура, определила стоимость гаража в 650 тысяч рублей. Самый же дешевый гараж в нашем районе стоит 1,2 миллиона», – жалуются «НИ» члены ГСК «Ветеран труда». За бетонированные боксы в ГСК «Некрасовка» владельцы получили и вовсе по 350 тыс. рублей.

«Вначале управа выдала нам бланки, где можно было выбрать, что ты предпочитаешь – машиноместо или денежную компенсацию. Однако потом об этом как-то быстро забыли», – рассказывает Валерий Шелепов из ГСК «Раменский тупик». Адвокат Марина Силкина подтверждает «НИ»: город имеет право отбирать землю под гаражным кооперативом только в обмен на бесплатные места в паркинге. Часть членов ГСК «Ветеран труда» на паркинг согласились. Их гаражи снесли два года назад, а паркинг все еще строится, причем в таком месте, куда ходит только один автобус.

Дом без стен

Решить гаражный вопрос столичные власти планируют с помощью программы «Народный гараж» – строительства разборных многоэтажных парковок на свободных участках дворов. По словам мэра Юрия Лужкова, разработано 18 типовых проектов, которые должны прийти на смену «бастионам с мощным фундаментом». Префект Южного административного округа Юрий Буланов говорит о 3,5 тыс. вариантов планировок с емкостью от 48 до 500 машин. По словам префекта, желающим возвести такой гараж нужно найти свободный участок, зарегистрировать инициативную группу, собрать деньги и нанять строительную организацию.

Самый дешевый вариант – многоуровневый открытый паркинг, места в котором обойдутся в пределах 200 тыс. рублей. Крыша у такого сооружения есть, стен – нет. Дороже, до 300 тыс. рублей, будет стоить место в механизированном гараже-этажерке, где машину перемещают на платформе в свободную ячейку. Еще один вариант – обвалованная полуподземная парковка, которую можно разместить прямо под детской площадкой. Место на такой парковке обойдется в 400 тыс. рублей. «Разве две полоски без стен, где нельзя оставить даже комплект сменной резины, могут заменить капитальный бокс со светом?» – возмущается владелец гаража, предназначенного под снос.

В сносе гаражных кооперативов заинтересованы те, кто будет строить «Народный гараж», говорит «НИ» замдиректора Института экономики города Леонид Бандорин. По его словам, снос гаражей ради строительства на их месте многоэтажных паркингов противоречит статье 36 Конституции, согласно которой владелец недвижимости имеет право выкупить землю, на которой эта недвижимость построена. ГСК № 37 на Варшавском шоссе сносят, чтобы построить на его месте многоэтажный паркинг. Владельцам 850 гаражей власти не предложили ни выкуп земли, ни компенсацию, ни бесплатное место в паркинге. От граждан лишь потребовали в течение пяти дней освободить территорию, пригрозив, что иначе машины переместят на спецстоянку, а все имущество из гаражей выбросят.

"