Posted 23 июня 2011,, 20:00

Published 23 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Кабинет психолога

Кабинет психолога

23 июня 2011, 20:00
Солидарность водителей против пробок

Транспортная проблема для мегаполисов традиционна. Однако московский транспортный коллапс – это проявление системного кризиса жизненной среды. Кризиса, который возник из-за того, что Москва на протяжении последних лет рассматривалась не как место для жизни и работы людей, а как пространство для инвестиций и инструмент для решения текущих социальных задач конъюнктурно-популистским способом. Закономерно, что в рамках данной логики при принятии стратегических решений интересы жителей города чаще всего игнорировались.

Сегодня столичными властями заявлен переход от парадигмы «город для инвестиций» к парадигме «город для жизни». В таком случае полномасштабный анализ и учет человеческого измерения очевидно необходим, равно как и адекватное восприятие и поддержка населением принятых решений. Зарубежный опыт показывает, что успех достигался там, где действия базировались на социально-психологических разработках. В мировой психологии даже сложились направления прикладных социально-психологических исследований (например, traffic psychology – психология транспортного поведения), связанные с поиском адекватных организационно-технологических решений.

Проведение таких исследований в столице России должно выступать как необходимая составляющая общего плана мероприятий правительства Москвы по решению транспортных проблем города. Необходимо исследовать воздействие, которое оказывают на водителя расположение и оформление дорожных знаков, изучить, насколько оптимален режим работы светофоров, как влияет на участников движения размещение и состояние дорожной разметки, технические характеристики перекрестков и развязок, цветовое оформление рекламных конструкций.

Другие важные вопросы: восприятие друг друга водителями разных профессиональных и социальных категорий, влияние опыта и навыков, психологические установки, связанные с восприятием автомобиля собственником, а также этнокультурные особенности. Третья группа вопросов связана с выбором маршрута и средств перемещения в городе. Нужно выявить, как разные социальные категории жителей города воспринимают общественный транспорт, насколько информированы водители о наличии паркингов. Четвертая группа вопросов связана с эффективностью управления городским трафиком, пятая – с качеством профессиональной подготовки водителей, особенно занимающихся пассажирскими перевозками, шестая – с взаимоотношением «водитель – пешеход».

Ситуация на дорогах изменится тогда, когда водители начнут воспринимать общественные интересы как приоритетные. Сейчас эти интересы игнорируются, причем даже теми, для кого они жизненно важны. Еще одна проблема – отсутствие социального доверия и солидарности среди водителей. Сейчас поведение на московских дорогах представляет собой психологическую войну «всех против всех» в логике «я» и «они». Наконец, городским властям придется сопоставлять социальные бонусы и социальные риски, так как любое решение неизбежно пойдет вразрез со значимыми интересами каких-либо социальных групп и натолкнется на их противодействие.

Очевидно одно: без социально-психологических исследований любые решения в сфере московских транспортных проблем окажутся не более чем административным давлением с непонятным коэффициентом полезного действия и непредсказуемой реакцией населения на подобные инновации и на оценку городской власти в целом.

"