Posted 23 июня 2004,, 20:00

Published 23 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Второе дыхание

Второе дыхание

23 июня 2004, 20:00
После недавнего заявления министра экономического развития и торговли Германа Грефа о том, что правительство не намерено повышать пошлины на новые иномарки в связи с вступлением России в ВТО к 2007 году, многочисленные аналитики начали прогнозировать крах российского автопрома. Отечественные заводы, считает ряд эксперт

«В действительности та или иная ставка таможенных пошлин на новые иномарки не облегчает и не усложняет жизнь российским автозаводам. Повышение пошлин будет стимулировать приход на российский рынок серьезных инвестиций со стороны иностранных автомобильных концернов, – считает аналитик компании «Атон» Тимоти Макатчен. – Продукция АвтоВАЗа и его дочерних подразделений, а также автомобили Горьковского автозавода изначально не ориентированы на конкуренцию с новыми иномарками. Наши заводы выпускают машины, конкурировать с которыми в этой ценовой нише могут только иномарки подержанные».

Так, недавно АвтоВАЗ объявил, что каждые 5 лет собирается выпускать новый базовый автомобиль. В высший ценовой сегмент (8–9,5 тыс. долларов) попадет модель под условным названием «Проект 2170», в средний (6–7,5 тыс. долларов) – «Калина». Также автозавод планирует сохранить свое присутствие в сегменте 5,5 тыс. долларов. Единственная компания, продукция которой может сравниться с вазовскими моделями по цене, – это корейская Daewoo c ее моделями Daewoo Matiz и Daewoo Nexia.

«Российские заводы выпускают вполне конкурентоспособную продукцию», – уверены аналитики компании «АСМ-Холдинг». Вопрос лишь в том, утверждают эксперты, что считать базовым критерием оценки конкурентоспособности. Не секрет, что иностранные автомобили превосходят по оснащению российские аналоги. Покупатель об этом прекрасно осведомлен, но тем не менее сознательно делает выбор в пользу отечественной продукции. Безусловно, это происходит не от чувства излишнего патриотизма – человек просто отдает предпочтение оптимальному для себя сочетанию цены и качества.

Даже развитие автокредитования, которое делает иномарки более доступными, не ударит, как считается, по продажам отечественных производителей. Обеспеченная часть населения с помощью кредитов сможет пересесть с «Лад» на более дорогие машины. Но еще большая часть населения до сих пор вообще не имевшая машины, благодаря тем же самым кредитам сможет наконец-то купить себе отечественную машину.

Последние несколько лет отечественные автопроизводители демонстрируют стабильную работу. По данным компании «АСМ-Холдинг», за первый квартал 2004 года с конвейеров российских предприятий сошло 254 747 легковых автомобилей. Это на 27,5% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Исходя из производственных планов российских автопроизводителей, в 2004 году в России должно быть изготовлено 1 млн. 95 тыс. 942 легковых автомобиля. Это больше, чем в прошлом году, когда отечественный автопром сумел изготовить 1 млн. 11 тыс. легковушек. А в ближайшее время производство российских автомобилей вырастет еще более ощутимо. АвтоВАЗ в ноябре начинает выпуск новой модели «Лада Калина» на новом заводе. После выхода завода на проектную мощность к объемам производства АвтоВАЗа и всего российского автопрома добавится еще 220 тысяч автомобилей.

Гороздо больше, чем традиционные российские автозаводы, в высоких пошлинах на импорт иномарок заинтересованы иностранные производители, начавшие или собирающиеся начать сборку в России. Компании вкладывают деньги в создание производства в России с единственной целью – обойти высокие импортные пошлины и получить ценовое преимущество перед конкурентами. А если не будет высоких пошлин, то не будет и преимущества, а останутся лишь одни затраты на строительство заводов.

По словам президента Ассоциации автопроизводителей России Евгения Левичева, цель повышения пошлин – привлечение инвестиций в российскую автомобильную промышленность. «Необходимо привлекать инвестиции в российский автопром, а повышение пошлин позволит стимулировать создание на территории России производств иномарок и автокомпонентов», – считает г-н Левичев.

Именно благодаря повышению пошлин в последние годы и стали развиваться иностранные автопроекты. Несколько лет успешно работает калининградский «Автотор», собирающий машины «КИА», «БМВ» и «Хаммер». Динамично развивается и проект в Таганроге, где изготавливают «Хендэ» и «Ситроен». А самые крупные инвестиции поступили в российскую экономику благодаря открытию СП «Джи-Эм – АвтоВАЗ» в Тольятти и завод «Форд» во Всеволожске.

"