Posted 23 июня 2004,, 20:00

Published 23 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Отдых на колесах

Отдых на колесах

23 июня 2004, 20:00
Путешествовать можно по-разному: обреченно следуя за группой, проехать на автобусе по традиционному маршруту достопримечательностей под руководством гида или, взяв напрокат автомобиль, отправиться любоваться красотами самостоятельно. В первом случае вы, скорее всего, так ничего и не увидите, кроме спин туристов-соотече

Киты прокатного бизнеса и их хитрости

Большая часть россиян ездят отдыхать в Европу. И заказать машину на время отпуска в любую из европейских стран можно прямо из России. Все основные игроки европейского рынка аренды автомобилей – Hertz, Avis, Budget Car, Eurodollar, Europcar – сегодня имеют офисы в Москве. Никаких дополнительных денег за предварительный заказ эти компании не берут, а цена аренды зависит только от страны, где машина выдается, а не от того, откуда ее заказали. Более того, при предварительном бронировании авто всегда обходится дешевле, чем в случаях, когда надо прямо «здесь и сейчас». Правда, у предварительного заказа есть она тонкость. При бронировании клиент может быть уверен, что автомобиль ему достанется по той цене, которая действовала на момент оформления заказа. Но в разгар туристического сезона цены в прокатных конторах возрастают примерно на 30%. И если какому-нибудь оригиналу взбредет в голову солнечным летом заказать машину за несколько месяцев вперед, на дождливый ноябрь, то вместо экономии может получиться чистый убыток. Цены в ноябре упадут для всех, кроме неудачливого заказчика. Так что во всем нужна мера.

Особых хлопот с заказом у вас не будет: надо лишь позвонить в офис прокатной компании и выяснить условия аренды у вежливых консультантов. Затем отправить по факсу или электронной почте заявку, указав, что, когда и где вы хотели бы получить, – и можно спать спокойно. Обо всем остальном компания позаботится сама, по желанию клиента автомобиль может ждать прямо в аэропорту.

В крупных компаниях базовые условия аренды различаются незначительно: Hertz, например, за 223 евро предоставит вам в Греции на неделю Seat Ibiza. Budget в той же стране и на тот же срок отдаст за 230 евро Renault Twingo, а компания Avis – Fiat Punto за 220 евро. Естественно, в стоимость аренды автоматически включаются все мыслимые страховки. Тут и гражданская ответственность, и страховка на случаи ДТП и угона. Некоторые компании – например, Avis – страхуют даже выкуп своего клиента из тюрьмы. В некоторых странах при ДТП полицейские имеют право подвергнуть участников аварии краткосрочному аресту, так что такая страховка бывает весьма кстати. Прокатная компания обещает внести залог за освобождение своего клиента, скажем, 3 тыс. евро, и человека отпускают.

Однако дополнительные услуги крупных компаний весьма недешевы. Так, получение машины в аэропорту, как правило, увеличивает цену аренды на 10–12%. Причем проценты прибавляются не к ставке аренды за первые сутки, как можно было бы ожидать, а к общей сумме – в итоге получается не так уж и мало. Дополнительных расходов можно избежать, только если пункт выдачи автомобилей находится прямо в здании аэропорта.

Следует иметь в виду и то, что все «мастодонты» откажутся работать с вами, если у вас нет полноценной кредитной карточки (а не имитированной, какими пользуются большинство россиян) с денежным «запасом» для залога. Так, при аренде Fiat Punto на карточке будут заблокированы в среднем 440 евро, а если вы захотите взять напрокат Ford Focus – уже 550. Существует и обидный квалификационно-возрастной ценз. Скажем, вы никогда не получите машину у Hertz, если ваш водительский стаж менее одного года. Тем, кому нет 25 лет, предоставят только самые дешевые автомобили. Какой-нибудь Matiz еще дадут, но вот Golf – уже нет.

Обязательно поинтересуйтесь условиями возврата автомобиля. Как правило, машину надо сдавать с полным бензобаком, а если будет недолив, то прокатной компании придется заплатить раза в полтора больше, чем на обычной заправке. Ведь вы будете оплачивать само топливо и услугу дозаправки. Задержите автомобиль хотя бы на час больше положенного срока – придется доплачивать за сутки. А в некоторых странах (например, на Кипре) вообще берется штраф за каждый час задержки в размере 20% от стоимости суточного проката.

Если вы не собираетесь весь отпуск загорать на пляже отеля, и машина вам потребуется в качестве «индивидуального туристического автобуса», стоит поинтересоваться стоимостью услуги «взял в одном месте – сдал в другом». Если речь идет о путешествии в пределах одного государства, все не так уж и страшно. К примеру, в Италии машину, взятую у Hertz, можно вернуть в любом городе страны. Независимо от срока аренды такая услуга прибавит к ее стоимости всего 45 евро. Прокат Seat Ibiza, взятого в Афинах на неделю за 223 евро, при сдаче в Салониках подорожает до 362 евро. Клиенту Budget в аналогичном случае обойдется в 68 евро сверх общего счета.

А вот при возврате машины в другой стране стоимость аренды увеличивается весьма существенно. Решающим фактором при ценообразовании в этом случае становится наличие аэропорта в городе возврата. Если доехать от столицы Италии до Франкфурта и оставить машину там, то цена аренды возрастет на 116 евро плюс НДС. А если сдать машину в Аахене, где аэропорта нет, придется выложить дополнительно целых 413 евро плюс тот же 20-процентный НДС.



Плывите в сети мелкой рыбы, но осторожно

Помимо мировых лидеров, во всех крупных европейских городах есть и небольшие компании, занимающиеся автопрокатом. Цены у них на 30–40% ниже, чем у акул прокатного бизнеса. Их сайты нетрудно найти в Интернете. Надо зайти, например, в Yahoo и набрать в строке поиска название страны и ключевые слова, например, rent-a-car. Из Интернета же можно узнать, что Fiat Seicento в Греции можно снять всего за 160 евро, а Renault Clio за 180 евро в неделю. В таких фирмах могут выдать машину и начинающим водителям, и даже, как показывает опыт, туристу без кредитки (залог в этом случае берется наличными).

Но с мелкими фирмами могут возникнуть проблемы. Сломанную машину вам, может, и не подсунут, но если автомобиль сломается на дороге, на эвакуаторе за вами, скорее всего, не приедут и менять его, возможно, и не захотят. К тому же тут нередко бывает так, что в арендную плату не включается страховка, за которую надо платить отдельно. Да и страховка обычно неполноценная, с франшизой, которая составляет 400–700 евро. Ущерб, нанесенный на меньшую сумму, клиент возмещает самостоятельно.

Часто мелкие фирмы ограничивают суточный пробег машины, и тогда за лишние километры приходится платить дополнительно. Услугу «взял в одном месте – сдал в другом» мелкие конторы, часто располагающие всего одним офисом, тоже не предоставляют.

И, наконец, последнее, что стоит запомнить: у всех компаний – и больших, и маленьких – стоимость аренды плавно снижается с увеличением срока проката. Так что чем дольше вы будете в отпуске, тем меньше придется платить за взятый напрокат автомобиль.

"